80 лет со дня гибели С.И. Грицевца

От редакции. 16 сентября исполняется 80 лет со дня гибели Сергея Ивановича Грицевца, прославленного летчика, первого дважды героя Советского Союза, нашего земляка. Поразительно мало о нем знают в нашем обществе. Чтобы восполнить этот пробел, приводим  статью Кошлакова В.Д., опубликованную в 2009 г. к  100-летию со дня рождения героя.

 

К 100-летию Грицевца.

Из архива.

100-летие со дня рождения ПЕРВОГО ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.И. ГРИЦЕВЦА.

1909-2009

 Кошлаков В.Д.

                                                                           

 

Первый дважды Герой Советского Союза Сергей Иванович Грицевец Сергей Иванович. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

 

Сергей Иванович Грицевец (6 (19) июля 1909 г., д. Боровцы Барановичского района ныне Брестской области Беларуси — 16 сентября 1939 г., Витебск) майор РККА, знаменитый советский лётчик-истребитель 1930-х годов, герой Гражданской войны в Испании и боёв на Халхин-Голе, дважды Герой Советского Союза.В 1931 году Грицевец вступил в армию, где он закончил военные курсы подготовки лётчиков, располагавшиеся в г. Оренбург в 1932 году. Командовал звеном и отрядом в истребительном авиационном полку. Война в Испании, 1936-1939… В 1937 году Грицевец вызвался добровольцем для участия в Гражданской войне в Испании, где воевал до 1938 года (его командировка длилась с 10.06.1938 г. по 26.10.1938 г.), когда оттуда были отозваны все советские пилоты. Летал на истребителе И-16. В советской исторической и пропагандисткой литературе широко озвучено число побед Грицевца в Испании – 30 личных побед и 7 – в группе с другими лётчиками. Это очень высокие боевые результаты, за которые ему совершенно справедливо присвоено звание Героя Советского Союза. Также в 1938 году награждён орденом Красной Звезды.

Конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 год… 29 мая 1939 группа из 48 опытных пилотов под командованием Героя Советского Союза Якова Смушкевича, среди которых был и Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Здесь Грицевец совершил 138 боевых вылетов, участвовал в около 30 воздушных боях против японских самолётов. 26 июня, во время боя под Халхин-Голом, Грицевец посадил свой И-16 недалеко от самолёта своего командира части, майора В.Забалуева, упавшего из-за поломки двигателя глубоко на вражеской территории, на 60 км за линией обороны японцев.

Забалуев залезает в самолет Грицевца. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

Забалуев залез в самолёт Грицевца и был вывезен им. За спасение своего командира от плена и другие героические поступки 29 августа 1939 года майору авиации Грицевцу было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. Вместе с Г.П. Кравченко он стал первым из дважды Героев Советского Союза. Грицевец трагически погиб 16 сентября 1939 года во время военных учений РККА на аэродроме Болбасово, рядом с Витебском, когда его аэроплан был протаранен самолётом другого лётчика во время руления перед взлётом.

  • На родине Грицевца в городе Барановичи воздвигнут монумент в его честь, а его именем названа железнодорожная станция.
  • Именем Грицевца названы ликвидированное в 1999 г. Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков в Рогани и улица в Харькове.
  • В 1952-1994 годах имя Грицевца носила улица в центре Москвы, ныне – Большой Знаменский переулок.
  • Памятники Герою установлены в Минске, Барановичах, Орше (Болбасово), Харькове, Молчадь.
  • Имя С.И. Грицевца носит Центральный аэроклуб (Минск, Боровая)
  • По случаю столетия со дня рождения Героя Белорусская почта ввела в обращение художественный маркированый конверт с оригинальной маркой

«В России нет ни памятника.., ни мемориальной доски.., ни улицы первого Дважды Героя Советского Союза — С.И.ГРИЦЕВЦА…»

В 2009 году Россия должна была бы отпраздновать два юбилея:

— первый юбилей: 19-го июля (6-го июля по-старому стилю) исполнилось 100 лет со дня рождения первого дважды Героя Советского Союза, военного лётчика Грицевца Сергея Ивановича, моего отца.

Это лётчик, которому по числу сбитых самолётов «не было равных» среди военных лётчиков-асов всех стран в довоенные годы, как писала о нём газета «Красная Звезда». Причём, если учесть, что 42 самолёта он сбил за 5 месяцев боевых действий, то такой результативности не было даже в годы Великой Отечественной войны.

Это лётчик, который в получасовом воздушном бою в небе Испании (1938 год) лично сбил 7 самолётов противника, что наблюдали с земли члены Лондонской комиссии по невмешательству. Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих – английская «Дейли ньюс» Газета вышла с броским заголовком: «Русский лётчик Сергей Грицевец – человек изумительной храбрости».

Это тот лётчик, группа которого, используя его тактику «соколиного удара», побеждала в воздушных боях противника, превосходящего численностью и маневренностью.

И это лётчик, который в одном из воздушных боёв на Халхин-Голе (1939 год) на одноместном истребителе И-16 спас своего командира, вынужденного спуститься на парашюте на вражескую территорию.

Что касается этого юбилея, то в республике Беларусь, где отец родился, прошли в начале июля грандиозные торжества, на которые я с семьёй была приглашена Министром обороны Белоруссии и Командованием ВВС и ПВО Республики Беларусь. Там свято чтят память о первом дважды герое Советского Союза, и имя отца увековечено в памятниках, названиях улиц (во многих городах), школ, фабрик и т.п.

Да, отец родился в Белоруссии, но всю свою короткую жизнь он прожил в России и отдал себя военному делу во имя России. Но Россия, похоже, забыла о том, что были у неё герои и до Великой Отечественной войны, что наши лётчики уже тогда нагоняли страх на врага, когда фашизм уже шагал по Европе. И что победы наших лётчиков в небе Испании и Монголии были вдохновляющим примером для лётчиков в годы Великой Отечественной войны.

После трагической гибели отца в сентябре 1939 года Совнарком СССР издал постановление от 31 октября 1939 года «Об увековечении памяти первого Дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца», в частности, в названии улицы в Москве. В то время Большой Знаменский переулок получил вначале название улица Грицевец, а затем – Грицевецкая улица

Возвращая прежние названия улицам Москвы в пределах Садового кольца, правительство Москвы автоматически «разувековечило» память об отце. Сейчас уже не только молодые лётчики, но даже лётчики старшего поколения не знают этого имени. Не говоря уже о людях, не имеющих отношения к авиации… Я неоднократно обращалась в Мэрию Москвы и комиссию по переименованию улиц по поводу если не возвращения названия Большому Знаменскому переулку, то присвоения имени отца одной из новых улиц Москвы.

На моё обращение я получала примерно одинаковые ответы от заместителя мэра Москвы (от 25.11.2004 и от 16. 01. 2009), что возвращение дорогих нам утраченных имён возможно в перспективе при появлении на карте Москвы новых улиц. За это время на карте города появилось много новых улиц, им дают новые названия, но имя отца так и осталось «разувековеченным». Это оставило во мне такое же чувство, как когда слышишь, что где-то надругались над памятником солдату.

Во время торжеств по поводу 100-летнего юбилея отца в Белоруссии меня часто спрашивали, как Россия и Москва откликнулись на 100-летний юбилей своего первого дважды героя. «Ведь в Москве», – говорили они, – «кажется, есть улица его имени». Можно представить, как мне было стыдно за свою Москву! Ведь после развала Советского Союза в Белоруссии не позволили поменять названия очень многих улиц, носящих имена людей, не имевших в советское время к Белоруссии никакого отношения. «Это история», – говорят там, – «а память о ней надо хранить»!

Вернуть имя своего Героя на карту Москвы! – так, я думаю, Россия могла бы откликнуться на этот серьёзный юбилей.

Второй юбилей: 70 лет награде «Золотая звезда», которая также непосредственно связана с именем моего отца, но об этом, мне кажется, никто не знает. В этом я убедилась на встречах с работниками музеев Москвы.работниками музеев Москвы.

17 апреля 1939 г. М.И. Калинин в Кремле вручает С. Грицевцу орден Ленина и грамоту Героя Советского Союза

 

 Дело в том, что до подвига моего отца на Халхин-Голе, по существовавшему тогда «Положению», Героем можно было быть только один раз! Герой награждался Грамотой (кстати, она у меня есть) и Орденом Ленина. Отец стал Первым Дважды Героем. И чтобы отмечать героизм, проявленный не один раз, была учреждена награда «Золотая Звезда». Свои две Золотые Звезды отец получить не успел. Вид Золотой Звезды был утверждён в октябре 1939 года, а отец трагически погиб 16 сентября 1939 года… Хотя Указ о награждении есть! Наверное, где-то должны быть и эти Золотые Звёзды и ордена Ленина, и Монгольский Орден, вручённый отцу Маршалом Чой-Бол-Саном. Я обращалась с этим вопросом в военный архив, но ответа не получила. Руководствуясь исключительно долгом перед памятью отца, я написала письмо Министру обороны России с просьбой как-то откликнуться на эти достойные его внимания события, связанные с двумя юбилеями, но ответа не получила… Хотя я послала не электронное письмо, а заказное, по почте. Насколько я понимаю, на такие письма обязательно должен быть ответ, хоть формальный.

Хочу добавить, что лично мне ничего не нужно, своих детей и внуков я воспитываю так, что они гордятся своим знаменитым предком. А вот за Россию обидно! Мы только много говорим о патриотическом воспитании, а белорусы это делают! Включая их Министра Обороны и всего командования ВВС и ПВО вместе взятых! Видели бы наши идеологи восторженные лица людей, когда на авиашоу, проведённом Центральным аэроклубом Белоруссии, носящим имя отца, мы с моим сыном Сергеем на двух учебных самолётах (конечно, под руководством инструкторов) совершали фигуры высшего пилотажа. Конечно, мне много лет, но я посвятила эти «бочки» и «петли» памяти своего отца. Кроме того, меня тронуло до глубины души горячее желание руководителей клуба придать шоу такой размах, чтобы люди и особенно молодёжь, обучающаяся в этом клубе, знали и помнили о лётчике, чьё имя носит аэроклуб. И ещё: нельзя вырастить патриотов Отечества, заставить любить Родину с помощью искусственных приёмов, забывая при этом историю страны, её победы и страдания, её людей, принесших ей славу и составляющих её гордость в разные эпохи и годы. Я видела лица школьников в Белоруссии при возложении цветов к памятникам отца в разных городах, читала их стихи, напечатанные в газетах, и могу сказать — это растут патриоты своей страны. Ученица 6 класса, например, пишет:

Не зря Грицевец – народный герой.

Собою рискнуть приходилось порой…

Хоть прожил он мало, всего 30 лет.

Зато совершил он немало побед!

И всё ради нас, ради нашей свободы.

Он жил и сражался в тридцатые годы.

Конечно, поэт написал бы лучше, но девочка зато — искреннее и точнее.

А ученик 8 класса написал на белорусском языке стихотворение «Памяти героя» так, что без слёз читать его не получалось. Очень поэтично описывая природу Беларуси и тех мест, где отец родился и так же, как автор, парнишкой мог бы:

Бежать, чтоб увидеть над плёсом, Как носятся в небе стрижи…
Ведь этот мальчишка курносый Был сам голубиной души.
Речушки петляющей ложе, Крик чаек. Как кличут кого.
Что скажешь, ну всё тут пригоже, Да грустно – нет больше ЕГО.

Правда, это мой перевод с белорусского; у ученика 8 «А» класса гимназии № 5 Юры Сидоровича получилось лучше.

Если в этом году Страна не вспомнит имя Грицевца, то в будущем уже, как говорится, «можно наплевать и забыть»… Забыть окончательно?

6 Вестник Героев

Лариса Сергеевна Архангельская (Грицевец), дочь Героя.

 

Он выше всех в орлиной стае!

6 июля 1909 года в деревне Боровцы Барановичского района (бывшего Новогрудского уезда Минской губернии дореволюционной России), в многодетной семье родился человек, ставший гордостью советской авиации и советского народа.

Начало Первой мировой войны заставило семью Сергея Ивановича Грицевца переехать на Урал, в Челябинскую область. На тогдашней станции Шумиха Сергей Грицевец прожил с родителями более 12 лет. По окончании семилетки он начал самостоятельную трудовую жизнь на Златоустовском механическом заводе.

В те времена в судьбах молодых людей романтика шла в одном строю с оптимистично суровой прозой жизни. И не было лучше, красивее людей, чем те, кто равнял свой шаг по этому строю, кто сверял по нему свою поступь. Сергей Грицевец принадлежал как раз к таким людям! В 1930 году его как одного из лучших заводских активистов послали на окружные курсы профсоюзной работы, а когда вернулся, избрали председателем цехкома школы ФЗУ, где готовили рабочее пополнение заводу. В том же году ему поручили заведовать сектором в Златоустовском горкоме комсомола.

1931 год стал для Сергея Грицевца судьбоносным в жизни -«За проявленную инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивающих успешное выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства… Ленинский комсомол был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а лучших комсомольцев-ударников приняли в партию. Так Сергей Грицевец стал коммунистом.

Дальнейшую его жизнь определило решение IX съезда Комсомола взять шефство над Военно-воздушными силами Рабоче-Крестьянской Красной Армией. Сбывается заветная мечта Сергея стать курсантом Оренбургской школы летчиков.

Далее Грицевец добивается своей цели — «обретает крылья» военного летчика.

В 1932 году в звании младшего летчика он получает назначение в одну из лучших истребительных авиационных частей.

Туда брали, как правило, самых лучших выпускников!

В 1934 году Сергей Грицевец, да и все советские летчики, испытали сильнейший эмоциональный подъем в связи с героическим спасением «челюскинцев», которых сумели снять со льдины славные советские летчики. Сергей не раз задавал себе вопрос: «…а смог бы я так?», «…посадить такую махину на льдину?», «хватило бы у меня профессионализма выполнить задание?». Ответ был положительным! Он с каждым днем все свободнее летал, отделывал придирчиво и усердно каждый маневр. И чем дольше летал, тем строже становился к себе, потому что знал: только так можно стать «хозяином неба», а быть в небе случайным человеком или подмастерьем он не хотел, запрещал себе даже думать об этом. Вообще тридцатые годы можно безошибочно назвать крылатыми. Помимо появление Первых Героев, советские летчики в тридцатых годах совершили зарубежные полеты – им рукоплескал весь мир: Америка, Франция, Рим. Страна любила свою авиацию, гордилась ею и старалась изо всех сил, чтобы призыв «летать дальше всех, выше всех и быстрее всех воплощался в жизнь разумом и дерзостью самых лучших ее сыновей». Мальчишки, едва научившись держать карандаш, рисовали самолеты, будучи школьниками, они уже знали легендарные «АНТы», вырезали из газет фотографии гигантского воздушного корабля «Максим Горький», бегали на кинофильмы «про летчиков», строили в Домах пионеров летающие модели, а став юношами, записывались в аэроклубы, учились летать на планерах, на самолетах. Страна «болела» авиацией! И военные летчики полноправно состояли в отважном легионе красных авиаторов, и когда пришло ратное время, доказали, что страна доверяла им и надеялась на них не зря! А это время приближалось угрожающе быстро.

Сергей Грицевец, проявив свои незаурядные способности мастера летного дела, удостоился направления в одесскую школу высшего пилотажа и воздушного боя, которую успешно закончил в 1936 году.

1972 г.Харьков. Открытие памятника у ХВВАУЛ. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

В это время в Испании вспыхивает военный мятеж, поднятый генералом Ф.Франко, подстрекаемый итальянскими и немецкими фашистами. Оказать помощь испанскому народу стремятся тысячи советских добровольцев. Он надеялся, что окончание школы поможет ему осуществить его мечту о помощи испанскому народу. Он горел вступить в схватку с лучшими фашистскими асами. Неоднократно обращается к командованию Грицевец с единственной просьбой – отправить его на помощь республиканской армии в борьбе с фашистским режимом диктатора Франко.

И лишь летом 1938 года его просьба была удовлетворена. А до этого с декабря 1937 года старший лейтенант Грицевец работает инструктором, учит искусству высшего пилотажа и ведения воздушной стрельбы молодых испанцев на истребителях И-15, И-16, прозванных испанцами «курносыми».

F6 Мемориальная доска на здании школы-интерната д.Молчадь, Барановичского района, Брестской области (Белоруссия). Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

Обстановка в Испании была сложной. Советским добровольцами, а их в составе республиканской авиации сражалось более 160 человек, приходилось иметь дело с новейшими образцами авиатехники «третьего рейха». Опытный летчик-истребитель, веселый, жизнерадостный, он пришелся по душе новым боевым друзьям-республиканцам. Его любовно звали «камарадо Сергио».

Много подвигов совершил Грицевец в испанском небе. Однажды звено, которым командовал Грицевец, получило задание произвести глубокую разведку вражеских позиций. Вначале все шло хорошо. Но вдруг впереди неожиданно показалась целая эскадрилья «юнкерсов». Грицевец первым ринулся в атаку. «Хотел испытать нервишки у фашиста», -рассказывал он потом. Противник не выдержал, пошел вниз к земле. «Юнкерсы» повернули назад. Выполнив разведзадание, на обратном пути звену Грицевца пришлось вступить в бой с группой «фиатов», «хейнкелей» и парой «мессершмитов»! Фашистам удалось сбить один наш самолет. На «ястребок» Грицевца навалилось целое вражеское звено! Обладая хладнокровием и высоким мастерством воздушного боя, он сумел поджечь 2 самолета противника! Но тут к фашистам подошло подкрепление, и они снова начали атаку на самолет Грицевца… Незаурядные способности высшего пилотирования и воздушной стрельбы позволили С. Грицевцу сбить еще 3(!) вражеские машины! Только за один тот день на его боевом счету оказалось … целых 7 (!) уничтоженных самолетов противника! А всего в испанском небе старший лейтенант Грицевец сбил 30 (!) фашистских боевых машин, что до него еще никому в мире не удавалось сделать! Накал боев день ото дня становился сильнее. Частенько напряжение и физическое, и нервное было так велико, что казалось, что каждый бой длился часами, а на самом деле, все происходило в считанные минуты! Тем более, в Испании впервые за всю историю авиации в сражениях одновременно участвовали десятки самолетов. Никакие учебники еще не успели осмыслить тактику их массового применения. Все это появилось позже. Теперь же наши летчики сами давали уроки и сами же учились, сами предлагали новую тактику, испытывали ее в боях. Грицевец постоянно думал о том, что еще можно сделать, чтобы лучше, грамотнее воевать с фашистами.

Дочь и внук Сергея Ивановича Грицевца. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

Его боевые товарищи всегда высоко ценили его человеческие качества. Он всегда тактично, умно проводил разбор полетов, боев. Никого никогда не унижал. Критиковал за ошибки строго, иногда резко, но не зло.

В Испании имя Сергея Грицевца в то время твердо ассоциировалось с приветствием «Вива Руссия!». Он навсегда остался для них победителем, а все русские – победителями!

Приказом Наркома обороны СССР от 31 декабря 1938 года ему было присвоено внеочередное воинское звание майора. А Указом Президиума Верховного Совета от 22 февраля 1939 года «за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное при этом геройство» майор С.И. Грицевец был удостоен звания Героя Советского Союза. Эту награду 17 апреля 1939 года в Кремле ему вручил М.И. Калинин.

Летом 1939 года пламя войны разгорелось в монгольских степях, в

С. Грицевец (второй слева) и его лучший друг на Халхин-Голе: также ставший вместе с ним дважды Героем Советского Союза – Григорий Кравченко (на переднем плане). Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца.

районе реки Халхин-Гол. Командиру авиаэскадрильи майору Грицевцу было дано особое задание оказывая помощь монгольскому народу в борьбе с маньчжурскими войсками, проверить боевые возможности и тактические особенности новейших образцов авиатехники.

Вот пример из мемуаров Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Будучи в то время командующим Первой армейской группой, он в своих «Воспоминаниях и размышления» пишет:

«Однажды во время преследования группы японских самолетов летчик-истребитель Герой Советского Союза С.И. Грицевец обнаружил отсутствие в строю самолета своего командира – Героя Советского Союза В.М. Забалуева. Дав ряд очередей по уходящему противнику и приостановив преследование, С.Грицевец стал искать пропавший самолет. Он сделал круг над районом последней атаки и заметил его в степи на территории японских войск. (С Забалуевым Сергей Грицевец познакомился еще в Испании, и это знакомство переросло в братскую дружбу). Снизившись до бреющего полета, Сергей Грицевец увидел В. Забалуева около самолета. Видимо, произошла авария. Что делать? Несмотря на крайний риск посадки в тылу врага, С. Грицевец, не колеблясь, принимает решение: во что бы то ни стало спасти своего командира. Как это принято у нас еще со времен Суворова – «сам погибай, но товарища выручай!».

Отважный и всегда очень спокойный, летчик мастерски посадил свой самолет на изрытую воронками площадку. Быстро подрулив к Забалуеву, он буквально втиснул его в кабину одноместного самолета. Затем на виду у опешивших солдат противника, развернув самолет против ветра, С.Грицевец поднял его в воздух с двойной нагрузкой и благополучно вернулся на свой аэродром».

Сергей Грицевец и спасённый им командир 70-го истребительного полка майор В.М.Забалуев. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И.Грицевца.

Так вспоминал об этом сам Сергей Грицевец: «Был у нас воздушный бой. Врага мы потрепали здорово и погнали его далеко. Вдруг замечаю – нет Забалуева! А бились то мы рядом. Делаю круг, ищу его сначала вверху, потом внизу и вдруг вижу – Забалуев сидит на земле! А земля-то чужая… И я уже ничего не чувствую, ни очем не думаю. Мысль одна – забрать командира и улететь!… Я сел. Самолет остановился. Надо было действовать без промедлений, любая лишняя секунда все могла решить. Беру пистолет и вылезаю на правый борт. Сам озираюсь: не видать ли противника? Забалуев уже почти добежал до меня и начал залезать в кабину. Разговаривать нет времени. Лихорадочно думал: «куда бы тебя, дорогой, поместить?». Самолет-то одноместный! В общем, втискиваю его между левым бортом и бронеспинкой. Вдруг мотор начал «чихать»! Забалуев в этой тесноте случайно захватил газ и прижал его на себя. И винт заколебался. вот-вот остановится! А повернуться никто из нас не может. Вот был момент! Если мотор заглохнет… завести его здесь будет невозможно! Но я даю газ и самолет как рванул! Как побежит! Но бежит-бежит, но . никак не может оторваться от земли. Думаю: «Только бы ни одна кочка под колесо не попалась!». Вдруг – оторвались! Убираю шасси. Теперь новая мысль «а хватит ли горючего.?».Вскоре появился наш аэродром! Сели!».

Вспоминая об этом дне, Герой Советского Союза Борис Смирнов отмечал: «Только утром на следующий день стал известен результат воздушного боя. Со стороны монголо-советских войск в нем участвовало 95 самолетов-истребителей. Японцы ввели в бой 120 машин! А такого количества сбитых самолетов в одном бою история воздушных сражений еще не знала – 43 самолета рухнули на землю. Из них только 12 наших, а остальные – японские».

30 августа фактически закончились военные действия на Халхин-Голе. Подвиг Сергея Грицевца был достойно оценен страной. В газете «Правда» был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года. В нем отмечалось:

«За образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающих право на получение звания Героя Советского Союза, наградить второй Золотой медалью «Герой Советского Союза», соорудить бронзовый бюст и установить их на постаменте на родине награжденного.

Так был отмечен ратный труд воздушного сокола в небе Халхин-Гола!».

Вот так появился в нашей стране Первый Дважды Герой Советского Союза!

25 апреля 1975 г. д. Молчадь, Барановичского района, Брестской обл. Торжественная линейка у памятника С.И. Грицевцу. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

Скромный, жизнерадостный и отважный сын Отечества. Жизнь даровала ему только 30 лет.

«По внешнему виду Сергей Грицевец спортивного сложения. Был он плотный, стройный, выше среднего роста, – писал в своих мемуарах генерал-лейтенант авиации П.И. Неделин, боевой товарищ Грицевца, участник Испанской, Финской и Великой Отечественной войн. – В его голубых глазах всегда искрился задор и неиссякаемая энергия. Движения его были уверенные, энергичные. Он умел дружить, знал себе цену и стремился подчеркнуть свои достоинства. Это никак не походило на хвастовство, потому что слова Грицевца никогда не расходились с делом».

Барановичи, 1976. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

Известный советский писатель, ровесник Сергея Грицевца, так говорил о Герое и ему подобных:

«Не знаю, из какого металла или камня нужно изваять памятники, ибо нет на земле материала, по твердости равного их духу, их убежденности, их вере в дело своего народа».

В чем величие человека? Что лежит в основе понятия «героизм»? По разному можно ответить на эти непраздные вопросы. Знакомясь с биографией первого Дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца, все больше приходишь к выводу: Герои-одиночки не приходят сами по себе – их рождает время, воспитывает и закаляет общество, семья, товарищи, друзья. Но жизнь очень сложна и непредсказуема. Кто мог себе представить, что семье прославленного Героя придется (после его гибели) буквально бороться за свое «место под солнцем»…

Как вспоминает Лариса Сергеевна (дочь Сергея Ивановича Грицевца): «Наша семья после гибели отца встретила Великую Отечественную войну в Одессе. Господи, какое это было ужасное время! Сколько же было суматохи! Все командиры стремились эвакуировать в первую очередь свои семьи на Восток, а для нас, помню, все никак не находилось места. Выручил какой-то комиссар, случайно узнавший, кто мы такие. «Вы что делаете?

– с резким тоном он обрушился на ответственного офицера за эвакуацию.

26 июня 1973 г. Минск. Торжественная линейка у памятника С.И. Грицевцу. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

– Почему оставляете на произвол судьбы семью Грицевца? Это же семья легендарного летчика-героя, который уничтожал фашистов в Испании, бил самураев в монгольском небе?! Если сюда ступят фашисты, они же в первую очередь расправятся с этой семьей!». Подействовало! Таким образом, мы в числе беженцев оказались во Фрунзе (Киргизия). Вспоминать те годы больно. Там, на киргизской земле, мама умерла… Мы с сестрой Ниной стали круглыми сиротами… Вся забота о нас легла на

Памятник Грицевцу в Минске. Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И. Грицевца

бабушкины плечи.  А в послевоенное время, когда нам выхлопотали переезд в Москву, тяготы еще долго преследовали нас. Сначала мы ютились в коммуналке у папиного брата Ивана, потому что квартиру нам предлагали то на высоком этаже, без лифта, то разбитую, без окон. Бабушка от такого «жилья» отказывалась. Лишь только после настойчивого вмешательства трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина мы стали жить в нормальной, благоустроенной квартире»…

Богатейший боевой опыт С.Грицевца, наряду с опытом других Героев сражений в Испании и Монголии, лег в основу нашей подготовки к грядущей войне и неизбежной Победе!

www.gsiwinner.r

 

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*