А ЧТО ЕСЛИ … ?

В обращении Президента Беларуси 24.04.18 г. я обратил внимание на слова: «Более масштабного проекта чем строительство АЭС, в истории Беларуси нет и, наверное, не будет. Предстоит вложить свыше 10 млрд. долларов. Работают сотни учёных, тысячи специалистов в Минэнерго, Минстройархитектуры     и в других смежных ведомствах. А мне до сих пор внятно никто не доложил, как станция будет встроена в экономику страны».      Парадокс!

Мне, думается, что так говорить не совсем справедливо. Например, с на-чалом работы Бел. АЭС появится возможность отказаться от импорта электро-энергии, что сейчас составляет около 10% от потребления, а также сэкономим около 5 млрд. куб. м. природного газа, то есть примерно 25% импорта из России.  Скорее всего, уважаемый А.Г.Лукашенко хотел узнать, как планируется выплачивать российский кредит (10 млрд. дол.), выданный на её возведение.     А что если эту задачу поможет осилить всё наше гражданское общество?  Поэтому, услышав не лестные отзывы президента о работе некоторых высших управленцев, хотелось бы не только призвать их к ответственному от-ношению к своим обязанностям, но и подсказать отдельным чиновникам быть более внимательнее к предложениям граждан и шире использовать потенциал белорусов  в решениях общегосударственных экономических проблем.

Приведу, хотя бы пару примеров из жизни:

1. В начале 2017 года в интернете прочитал заметку минчанина Александра Клакоцкого. В которой говорилось, что в соседних государствах уже внедрено оборудование для телеинспекции инженерных сетей. Например, в системах ЖКХ такие процедуры предписано проводить 2 раза в год (весной и осенью). В Беларуси специалисты признают данный способ эффективным. Но он стопорится из-за  позиции исполнителей. Мол, данное новшество оставит их без работы. Ибо им выгоднее выкопать трубу (возможно исправную, но определён- ную по срокам), положить новую и гарантировано иметь  деньги из бюджета.

2. 4 года назад в моём посёлке Черницкий были раскопаны несколько улиц и параллельно старому проложен новый водопровод. Я уже тогда писал, что это будет напрасной тратой денег и труда. Мне ответили отпиской. А тот трубопровод так  до сих пор бездействует. Хоть кто наказан за такой подход?      А сколько таких примеров транжирства можно найти по всей Беларуси!   В связи с этим возникает предложение: А не назрело ли время возродить  в нашей (подчеркиваю НАШЕЙ) стране Народный Контроль? Членами этой общественной организации могли бы стать простые граждане, изнутри видящие  не только бесхозяйственность, но и факты коррупции. Да и молодое поколение сможет таким образом научится ответственности, ощущая себя хозяевами.                   В настоящий период со стороны приходиться наблюдать, что реализацией проектов озабочены только высшие руководители различных сфер производств и подчинённые им исполнители. А народ как бы приучают к роли потребителя или стороннего наблюдателя. Можно было бы смириться с таким порядком, справедливо отмечая, что современные специалисты (профессионалы), используя передовые технологии, новые строительные материалы и более совершенную технику, всё выполняют качественно и быстрыми темпами.            Но не следовало бы забывать о конфликте разновекторных интересов исполнителя и заказчика (хозяина), с которым мы повседневно сталкиваемся на бытовом уровне. Когда первый заинтересован взяться за освоение как можно больших  финансовых средств и торгуется за максимальный доход, а второй вкладывая свои (кровные заработанные) средства, тщательно учитывает «соотношение цены и качества» и бдительно контролирует расход (каждого рубля).    Такой же подход следовало бы учитывать  в государственном масштабе. То есть браться в первую очередь за возведение высоко прибыльных объектов, контролируя такие важные вопросы, как завышение затрат (под разными благовидными предлогами) или не целевого использования финансов. И не менее важно, производить расчёт и соблюдать выполнение оптимальных сроков оку-паемости возводимых объектов.

                                                          Проиллюстрирую, почему приходиться напоминать о прописных истинах   в связи с приведёнными выше словами Президента о значении Бел. АЭС.               Ко дню энергетика 22 декабря 2017 года Минэнергетики РБ сообщило:

1. В 2017 году запущены:  Витебская ГЭС – самая крупная гидроэлектростанция   в Беларуси и Полоцкая ГЭС- вторая по мощности гидроэлектростанция.             А так ли остро они требовались (серьёзны ли были обоснования затрат  при мизерных выгодах) и не напрасно ли истрачены наши общие деньги? Не-ужели в Минэнерго не воспринимали всерьёз угроз со стороны Литвы в отношении допуска продажи избытка белорусской электроэнергии на рынке ЕС?        2. Себестоимость электроэнергии за последние 6 лет снизилась в 1,5 раза  и в 2017 году составила около 7 центов (автор: или 14 коп.).                                             Снижение себестоимости казалось бы должно снижать и оплату белорусами электроэнергии. Иначе, для чего её снижать? Но, с сентября 2017 г. та-рифы выросла на 8%. Вероятно наших граждан приучают быть бережливыми.    Во всяком случае, такой вывод можно сделать из высказываний специалистов Минэнерго, изложенных 12.10.17 на сайте ТУТ.by: «…Системы дифференциа-  ции цен (тарифов) электроснабжения  для населения Беларуси по сравнению      с Россией (Смоленск) и Украиной более совершенны, имеют большую стиму-лирующую силу и соответственно более действенны. В связи с этим растёт количество семей, которые не превышают льготные тарифы по электроэнергии      и в январе-августе оно составило 82,3% ».                                                                            А ведь по логике складывающейся ситуации, имея ввиду предстоящий в ближайшее время избыток электрической энергии (+18 млрд. квт в 2020 г.), нужно менять психологию потребителей в обратном направлении. Понятно, что этот процесс длительный и потребует ряд инноваций. Это, казалось бы, понимает начальник управления энергоэффективности, экологии и науки Минэнергетики Сергей   Гребень, говоря, что с вводом Бел. АЭС  себестоимость электрической энергии ещё снизится  и для большего её использования, уже прорабатываются различные направления проекта и в частности о снижение тарифов для потребителей Беларуси.       Однако эта разумная идея  не нашла отражения      в Постановлении Совета Министров РБ  от 05.01.18 о новых тарифах на электроэнергию. Практически всё осталось по-прежнему:  чем больше используешь, тем большую цену платишь за 1 квт час. Единственное нововведение в интересах потребителя (которое давно применяется в соседних странах): при использовании специального (2х тарифного счётчика) снижается стоимость 1квт* часа в ночной период (22.00- 07.00) и повышается в дневной период (07.00- 22.00). А так же установлен минимальный «ночной» тариф за 1 квт*час (0,1003 рубля) и повышенный «дневной» (0,1863 рубля) для нужд отопления и горячего водоснабжения оборудование суммарной мощностью более 5 квт. Но, обращаю внимание авторов Постановления, в пункте 2 ничего  не говорится о лимите электроэнергии для данного случая.

Предлагаю подсчитать, допустим, если хозяин дома установил такое     оборудование: 5квт х 9 льготных часов х 30 дней = 1350 квт*час! Однако, если для собственника дома/коттеджа это приемлемые затраты (около 135 руб.),     но если таких потребителей по Беларуси наберётся 50.000 (а возможно будет  больше), то электроэнергии для индивидуального обогрева потребуется около 70 млрд квт, что в 1,5 раза превысит имеющиеся мощности электростанций РБ.       Думается, что если бы проект был вынесен на обсуждение          , то кроме   уточнения лимита при использовании электроэнергии на отопление и подогрев воды, были бы ещё полезные предложения и сняты другие вопросы.               Например, хотелось бы узнать: По какой причине оговаривается условие только при мощности «Свыше  5 квт»? А это стоило бы увязать с объёмом жилья и (!) подводом одно или 3х фазного кабеля. А вообще то, чтобы не было профицита электроэнергии (по некоторым оценкам около 10 млрд. дол.), ко-торый может негативно отразится на режимах работы других ГЭС и ТЭЦ, то следовало бы исходить из его возможной величины, рассчитывая данный лимит. Справедливо было бы разделить уже установленные лимиты данным По-становлением  не только в зависимости от обустройства жилища, но и в зависимости от  расположения его в городской черте и/или в сельской местности.    А ещё правильнее (разумнее) было бы, до вступления данного Постанов-ления о новых тарифах, провести тестовый эксперимент в одном из районов Беларуси по их внедрению, чтобы учесть возможные просчёты.

Пестряков А.В.

One Comment

  1. Евгений says:

    Только читающий человек способен мыслить. Стоит спросить любого “родного” чиновника: А что вы сейчас читаете? Думаю вы навсегда настроите его против себя. В своей очередной книге К. Рудый откровенно оценил ситуацию: ” Мы мало читаем. У нас низка культура дискуссий.” Впереди День Победы! Чиновники выдут славить предков по бумажкам… Если без бумажек, … такая словесная пустота.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*