Философия Гегеля и современность

27-го августа 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 ‑ 1831)

Как известно, Германия дала миру ряд выдающихся философов (Кант, Фихте, Шеллинг, Шлегель, Гегель), однако Гегель, обладающий исключительной образованностью и титанической силой ума, является вершиной немецкой классической философии. Никогда еще, по словам Энгельса, ­ с тех пор как люди мыслят, не было такой всеобъемлющей системы философии, как система Гегеля. Он впервые, правда на основе объективного идеализма, разработал теорию диалектики, которая, ­ по словам В.И. Ленина, ­ является одним из основных источников марксизма.

Иногда Гегеля сравнивают с Наполеоном. Два великих современника: один блестяще проявил себя на полях сражений, другой с таким же успехом разгромил сторонников чисто формальной концепции мышления.

Венский конгресс изгнал Наполеона из семьи законных монархов, который силой пролез в их семью. «Венский кружок» философов осудил Гегеля, признав его диалектическую логику ненаучной, противоречащей здравому смыслу, а самого Гегеля, человеком, не заслуживающим и упоминания в области логики как науки. Гегель тогда так основательно подорвал концепцию формального понимания мышления, что травля и замалчивание продолжаются и в наши дни.

Цель данной статьи – попытка отдать должное великому немецкому мыслителю и напомнить, как в наши дни «силы животной жизни», – по Грамши, – превращают инструмент развития – общественное сознание в поле сражения с целью последующего разрушения.

Родился Гегель в состоятельной бюргерской семье. В 18 лет он – студент теологического факультета Тюбингенского университета.

Следует отметить, что XVIII век характеризовался бурным развитием капитализма в Нидерландах, Англии, Франции. Погоня за личной выгодой стала определяющей и сказалась на повышении производительности труда путем использования в работе различных приборов и механизмов. Основной формой производства была мануфактура. Более того, эта погоня вызвала интенсивное в производстве разделение труда, в том числе и в мануфактуре, порождая при этом противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Это первый шаг к возникновению рабочего класса.

Германия позже других стран вступила на капиталистический путь развития.

Раздробленность Германии оказалась в прямом противоречии с происходящими в ней экономическими процессами, направленными на развитие капитализма. «Всё было скверно и в стране господствовало общее недовольство» (Маркс К., Энгельс Ф., соч. т.V, с. 6-7).

В стране доминировала чисто формальная концепция мышления, наполненная религиозными и феодальными предрассудками.

Природы строй, её закон в извечной мгле таился. И бог сказал: «Явись Ньютон» и всюду свет явился. Исаак Ньютон (1643 — 1727) в 1687 году опубликовал «Математические начала натуральной философии», в которых, в частности, изложил основы классической механики и теорию движения небесных тел. Особо выделим закон: движение тел возможно только под действием внешних сил. Таким образом, увязав законы классической механики с пространством и временем, была выработана в мировоззрении механическая картина мира. Более 100 лет на языке Ньютона думали и говорили все. Любое научное открытие считалось таковым только тогда, когда оно вписывалось в ньютоновскую модель. Естественные науки находились в статическом режиме. Изучались только тела, предметы и их свойства.

Однако, яблоко в третий раз сыграло злую шутку в первую очередь над самим Ньютоном. «Яблоко Ньютона» – закон гравитации – оказалось началом бедствия в мировоззрении – рушилось представление о механической картине мира. Естественные науки стали изучать не только предметы-вещества, но и процессы, которые находятся в режиме самодвижения. Например, в учении о теплоте был открыт закон термодинамики, который носит названия «Закон возрастания энтропии».

В таких условиях немцы наблюдали и анализировали, как развивается капитализм в других странах. Здесь получила своё начало немецкая классическая философия. Первым был Эммануил Кант (1724 ‑ 1804). В 1770 году появилась его работа «Критика чистого разума».

Кант первым обнаружил, что процесс получения новых знаний не может быть теоретически изображен в понятиях логики Аристотеля (384 – 322 до н.э.), которой пользуется общество. Напомним, Аристотель был первым из учёных древности, кого заинтересовал вопрос научного понимания человеческого мышления. Он впервые описал формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. На основе двух законов: тождества (совпадение предмета и мысли о нём) и закона противоречия. Вывел правила получения умозаключений – силлогистику. Так была создана наука логика, предметом которой есть мышление. В своей философии Аристотель использовал десять ключевых понятий – категорий (количество, качество, пространство, время, сущность и т.д.) характеризующих степень развития общества.

Кант, применительно к своему времени расширил их число (необходимость-случайность, возможность-невозможность и т.д.). В труде «Критика чистого разума» он резко выступает против господствующего и закостенелого представления о пассивности и созерцательности познания и открывает два Закона,

  1. Сознание не пассивно. Оно не только отражает окружающий мир, но и творит его.
  2. Противоречия при познании неизбежны. К сожалению здесь же делает неправильный вывод: противоречие – это препятствие, которое человеческий разум в мышлении не в состоянии преодолеть. Противоречие – признак заблуждения.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) перехватил идею Канта об активности сознания. Только противоречие для Фихте не препона, через которую разум не может пробраться, а творческое начало, путь к добыванию истины, источник действия и развития. В итоге Фихте утверждает, что имеет место тождество мышления и бытия, но носителем тождества выступает мышление субъекта – Я. Фихте: «Человек есть то, чем сам себя делает». Фихте выступил с теорией бесконечного процесса творческого самосознания.

Наступил период Французской революции. Гегель и другие студенты встречают её как «великолепный восход солнца». Гегель знакомится с Шеллингом. Они становятся друзьями. Более того Французская революция породила новый интерес – политику.

В 20 лет Гегель магистр философии, но карьера пастора его не привлекает, хотя с богословской тематикой не расстаётся. Напротив, идеи Руссо, Вольтера, Гердера овладевают им. В письме Шеллингу Гегель восторженно заявляет: «От кантовой философии и её высшего завершения я ожидаю в Германии революцию».

Идут годы. Шеллинг публикует свои теоретические работы, стал профессором. Гегель же, только намеревается написать книгу о теории познания.

В одном из ранних писем Шеллинг сообщает Гегелю: «Мы пойдём дальше понятия персонального существа. За это время я стал спинозистом – ты скоро узнаешь, каким образом», т.е. поклонником Спинозы, для которого природа – бог. Гегель просит дать разъяснение, ибо его по-прежнему привлекает фигура Христа. Он занят жизнеописанием основателя христианской религии. Гегель сопоставляет Иисуса с Сократом, учеником которого мог быть каждый. Христос у Гегеля – моралист, апеллирующий к разуму человека, без тех чудес, какими наделили его апостолы.

Свои богословские взгляды Гегель изложил в двух рукописях: «Народная религия и христианство» и «Дух христианства и его судьба». В них Гегель требует различать первоначальное учение Христа и возникшее позднее христианство. Ибо народная религия, субъективная – это синоним морального поведения, она присуща «хорошим людям».

Объективная религия – христианство (официальная). Она опирается на рассудок. Однако рассудок способен принимать любую окраску, почти безразлично какую. И, поскольку христианство опирается на рассудок, а разум не признан и не понят церковной системой, то этот порок лежит в её основе. Поэтому объективная религия служит мантией для деспотического режима. Особенно католицизм. Он вырыл пропасть между человеком и богом, учредив индульгенции (отпущение грехов за деньги), инквизицию (суд с пытками над еретиками и сжиганием на костре), а так же заимствовал у иудеев ростовщичество – ссудный процент за деньги, выданные в долг, хотя время не является товаром.

В работе «Дух христианства и его судьба» главный персонаж Христос. Он, по воле Гегеля, спорит с Моисеем – автором законодательства древних иудеев. Христос хотел преодолеть характер норм древней Иудеи, ибо законы Моисея, ‑ указывает Гегель, ‑ несли слова бога не как истину, а как приказ. Евреи зависели от своего бога, а то, отчего человек зависит – не может иметь форму истины. Господство и подчинение несовместимы с истиной, красотой и свободой.

Позднее Гегель скажет: «Религия с необходимостью возникает и видоизменяется в ходе развития «духа», т.е., говоря современным языком, общественного сознания. В этой связи, уместно напомнить слова покойного митрополита всея Беларуси Филарета, сказанные на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ: «Проблема богословского осмысления методов и пределов фундаментальных наук, претендующих на обладание объективным знанием о мире, является актуальной на рубеже третьего тысячелетия» (Cборник РПЦ с. 89)

Бунт Гегеля против рассудка приобретал политическую окраску и был созвучен литературно-политическому движению «Буря и натиск» (Sturm und Drang).

Гегелю 30 лет – печатных трудов нет. Завидует Шеллингу. Он в Йене. Отец оставил наследство. Пора начинать и он выбирает Йену – центр интеллектуальной жизни, прославленный университет. Там опубликовал свою первую статью. А, чтобы получить право читать лекции в университете защищает докторскую диссертацию, состоящую из 12 тезисов. Вся суть в первом тезисе: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – заблуждение». И в рискованном 12-м тезисе: «Ни добро и справедливость, а зло и несправедливость являются орудием прогресса». Приехав в Йену с убеждением о превосходстве религии, теперь он отводит первое место философии.

1805 год. Гегель стал профессором.

В 1806 году в «часы страха» (нашествие Наполеона) Гегель спасает рукопись работы «Феноменология духа». Грандиозен замысел работы – показать сознание человека и человечества в историческом развитии. Позднее Гегель назовёт «Феноменологию» путешествием за открытиями, ибо она была «истоком и тайной будущей философской системы» (Маркс).

Феноменология (греч.) – учение о понятии. Мышление понятиями сложилось исторически. Понятие – это элемент мысли, первым носителем которой является рассудок.

Гегель утверждает, что «Царский путь к науке лежит через понятия. Истинные мысли и научное проникновение можно приобрести только в работе понятия. Оно одно может породить ту всеобщность знания, которая есть не скудность здравого человеческого смысла, а истина, достигшая свойственной ей формы, ‑ словом всеобщность, которая способна быть достоянием всякого разума, обладающего самосознанием» (Гегель соч. т.IV с. 38).

Мышление понятиями более двух тысяч лет не изменялось. Так считалось и в логике и в философии. «Противоположность истинного и ложного, например, добра и зла, познания и заблуждения, так укоренилось в общем мнении», что любые сомнения отвергались. Хотя понятию свойственно самодвижение. «Я усматриваю в самодвижении понятия существование науки, следовательно, я могу также надеяться, что эта попытка отстоять для науки понятие найдёт себе признание и силу» (соч. т. IV, с. 38 – 39). В диалектике понятий Гегель угадал диалектику вещей, а логика – не мысль, как таковая, а определение мысли.

В.И. Ленин, анализируя вклад Гегеля в философскую науку, говорит: «Понятия, обычно кажущиеся мёртвыми, Гегель анализирует и показывает, что в них есть движение. Конечный? Значит, двигающийся к концу. Нечто? ‑ Значит, не то, что-то другое, бытие вообще? – Значит, такая неопределённость, что бытие = небытию. Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, ‑ вот в чём суть» (В.И. Ленин ПСС т.XXIX с. 98-99).

В чём суть проблемы? В форме мышления: в формальной логике понятия познание и заблуждение, добро и зло – абсолютно противоположны; в диалектической логике выявляется их конкретная противоположность. Например, зло является источником прогресса.

Гегель предпринимает попытку найти параллель между теорией предмета и процессом его развития. Теория познания совпадает с историей познания. Гегелю удалось вывести теорию познания на путь историзма. Мир – это процесс. Истина – тоже процесс. «Понять природу – значит изобразить её как процесс, ибо она и есть процесс в самой себе» (т. IX, с. 253).

Идея историзма – одно из главных открытий Гегеля. Историзм – это принцип рассмотрения действительности, изменяющейся во времени, рассматривает объект как систему.

Гегелевский принцип историзма по праву считается важнейшим источником исторического материализма Маркса.

Гегель не только провозгласил принцип историзма, но и применил его на практике при рассмотрении генезиса буржуазных отношений, где каждый для другого чужой. Он первым увидел овеществление труда и способ его присвоения, ввёл понятие «отчуждение» как меру капиталистических отношений в обществе. Отчуждение – это превращение продукта деятельности людей, их рук и мозга в самостоятельную силу, живущую по своей собственной логике.

Маркс К., изучая гегелевские принципы историзма, говорит: «Мы приняли отчуждение как факт и подвергли его анализу, как дошёл человек до отчуждения труда. Категория Отчуждение – верхний слой материалистического понимания истории» (Маркс К., Энгельс Ф., соч. т.II, с. 39, с. 57 – 58)

Кроме принципов историзма, Гегель разработал «Методы познания истины». Истина, не отчеканенная монета, её не положишь в карман в готовом виде. Истина постигается в ходе длительного развития познания, где каждый шаг есть непосредственное продолжение шага предыдущего. Поэтому в познании истина – это результат и путь к нему. Следует различать простые истины и глубокие (простые – противоположное высказывание очевидно; глубокие – это такое утверждение, что противоположное ему тоже содержит глубокую истину). Например, солнце неподвижно, земля, вращается вокруг солнца – простая истина. Солнце подвижно. Оно вращается вместе с землёй вокруг центра нашей галактики – глубокая истина. Гегель безжалостно бичевал все виды отречения от истины или пренебрежения ею. Истина, ‑ утверждает Гегель, ‑ есть великое слово и ещё более великий предмет. Истина есть совпадение понятия и объективности. Формальная истина – это только правильность. Истина – это адекватное отражение предметов и явлений действительности как результат человеческого познания, вызванного необходимостью, т.е. самой высокой потребностью.

Моим намерением было – способствовать приближению философии к форме науки – к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием» (соч. т. IV с. 3). Далее он гворит:

«Относительно всех наук сложилось убеждение, что для овладения ими необходимо затратить усилия на их изучение и на упражнения в них. Относительно же философии, напротив, господствует предрассудок, что философствовать и рассуждать о философии готов любой, полагая, что для этого достаточно природного ума. Будто каждый, у кого есть глаза и руки, сумеет сшить сапоги, если ему дать кожу и инструмент. Настало время возвести философию в ранг науки» (соч. т. IV с. 36-37). И приводит аналогию: «Хороший сапожник – поэт, плохой сапожник – «сапожник». Прекрасно сказано.

Философия у Гегеля часто считается формальным, бессодержательным знанием, и нет надлежащего понимания того, что всё, что в каком-нибудь знании и в какой-нибудь науке считается истиной и по содержанию может быть достойно этого имени только тогда, когда оно порождено философией; что другие науки, сколько бы они ни пытались рассуждать, не обращаясь к философии, они без неё не могут обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной» (соч. т. IV с. 37). Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов (соч. т. IV с. 18). Он подтверждает, что

первые шаги философии есть анализ сознания индивида.

Сознание – это особого рода деятельность головного мозга. Сначала бывают факты, события, предметы, потом их отражение в мышлении. Сознание отстаёт от фактов. (Мне бы сегодняшний ум да вчера). Только гений способен делать такие выводы.

Для анализа движения мысли индивида и общества Гегель предлагает трёхступенчатую диалектическую структуру мышления: сознание, самосознание, разум. Для общественного сознания соответственно: индивидуальное сознание, общество и общественное сознание. Перед глазами философа духовное развитие индивида, эволюция общества как такового и смена форм его сознания – способность воспринимать действительность в мышлении. Философия воссоздаёт целостную картину мира средствами человеческого мышления.

«В сознании, – утверждает Гегель, ‑ есть два момента: момент знания и момент негативный к знанию предметности» (соч. т. IV, с.19). Цель сознания – преодолеть эту свою противоположность с предметом и получить новое знание, т.е. сознание (мозг) сравнивает своё представление о предмете с самим предметом и, обнаружив их несоответствие, получает новое знание – окно в мир действительности.

В «Феноменологии духа, ‑ пишет Гегель, ‑ я изобразил сознание в его поступательном движении от первой непосредственной противоположности между ним и предметом до абсолютного знания. Этот путь проходит через все формы отношения сознания к объекту и имеет своим результатом понятие науки» (соч. т. V, с.26). Сознание, преодолев противоречие, переходит в самосознание – рождается мысль, первый носитель рассудка.

Гегель решительно и многократно утверждал, что негативность является одним из основных принципов познания мира. Негативность является принципом природной и духовной жизни, присущим самодвижению. Необходимо понимать, что «отрицательное вместе с тем также положительно или, иначе говоря, что противоречащее себе не переходит в нуль, разрешается не в абсолютное ничто, а по существу только в отрицание своего особого содержания» (соч. т. V, с.33). Таким образом, постижение противоположностей в их единстве, или, иначе говоря, в постижении положительного в отрицательном, состоит момент мышления, который Гегель назвал спекулятивным. «Это есть важнейшая, но для ещё неискушенной, не свободной силы мышления также труднейшая задача» (соч. т. V, с.36)

История идёт вперёд в силу необходимости, поэтому Гегель ищет разум в истории. В обществе каждая личность, рассуждает он, работает по принципу: каждый для себя – цель, все другие – ничто, т.е. эгоистично, но они лучше, чем думают о себе. Утверждение, что все так делают означает, что своими делами они противоречат своему убеждению, ибо получают в результате нечто такое, чего не было в намерениях, хотя и содержится в действиях. (Погнались за прибылью – получили головную боль ‑ пролетариат). Несовпадение личных целей и общественных результатов Гегель назвал «хитростью разума», т.е. открыл закон исторического развития общества.

Гегель анализирует полученное нечто, которое стало общим достоянием, т.е. социальным началом, формирующим мораль, нравственность и политику. Нравственность не вырабатывается индивидуальным сознанием, а усваивается им как предписанный извне закон. Нравственный образ мыслей в том именно и состоит, чтобы непоколебимо и твердо стоять на том, что правильно. Нравственность – это вечная справедливость. Нечто дано мне на хранение, оно есть собственность другого, но именно поэтому я так осторожен в отношении неприкосновенности и сохранности любого нравственного начала, ибо оно является всеобщим достоянием. Это предел развития индивидуального сознания, которое формирует, по мнению Гегеля, государство и семья. Государство следит, чтобы частные интересы не взяли верх над общим благом. Брак – прежде всего нравственное состояние. Семья – родители видят в детях самих себя. Любовь брата и сестры – «беспримесное нравственное отношение». Нравственность – это особая форма общественного сознания.

Общественное сознание является одним из основных способов регуляции действий человека в обществе через традиции и нормы, где совесть является особой формой морального сознания, внутренней убеждённостью и самооценкой поступков.

Второй важный вывод делает Гегель: «Великие не делают историю, они ограничены эпохой. Велик тот, кто предвидит «хитрость разума» и его личные интересы совпадают с ходом истории».

В Румянцевский музей 28.06.1921 года.

Предсовнаркома Ленин: «Прошу выдать мне книгу Гегеля «Логика» на временное пользование».  Как видим основатель первого в мире социалистического государства В.И. Ленин не только  знал Гегеля, как великого философа, но и систематически в своей работе обращался к его трудам.

Здесь уместно раскрыть – почему В.И. Ленин обратил внимание на «Логику» Гегеля.

«Наука логики» Гегеля.

Она состоит из трёх разделов: учение о бытие, учение о сущности, учение о понятии. Первые две части своего труда Гегель называет объективной логикой, где для него не было предшественников. А третья часть – это формальная логика. Свою задачу Гегель видит в том, чтобы накопленный веками, но окостеневший материал «привести в текучее состояние, разжечь в нём огонь жизни».

Каждому человеку, рассуждает Гегель, доступна только крупица знаний, которые он получает в упражнениях и на практике. Остальное знание принимается «на веру». Вера носит надличностный характер и связывает индивида и общество. Поскольку индивид воспринимает предмет без его внутренних свойств, то понятие, полученное в результате познания, делает мысль несовершенной – рассудок. Поэтому логика Аристотеля поверхностная, исключающая содержательную значимость и целостность понятий. Рассудок – как «первая форма логического мышления обнаруживает своё присутствие во всех областях предметного мира по праву… Определяет и твёрдо держится за свои определения».

Гегель определяет права и пределы формального мышления. Формальная логика как низшая ступень познания полезна в школе, домашнем обиходе, где требуется усечённое рассудочное познание (Соч. т. I, с. 47, с. 208).

В дискуссиях при синтезе двух противоположных высказываний об одном и том же предмете на основе формальной логики сознание обременено неопределённостями. Возникает спор. При доказательствах приводятся аргументы, которые сами требуют доказательств. Например, народные поговорки, катехизис. А там, где нечего сказать используют избитые словечки, как всем известно, очевидно или ссылки на здравый смысл, идущий от чистого сердца, от которого «философ краснеет, а демагог торжествует» (Соч. т. IV, с. 38).

В диалектической логике рассматривается единство противоположностей в одном и том же предмете и переход количества в качество, т.е. получение нового знания с использованием знаний других наук.

«Рассудок и разум – две различные формы мышления. Разум есть целесообразное действование. Он одновременно и положителен и отрицателен» (соч. т. IV, с. 11).

Однако рассудок и разум не различные формы мышления: «Разум без рассудка -ничто, а рассудок без разума – нечто» (соч. т. II, с. 541).

Мозг – это механизм, формирующий сознание. Он развивается лишь в том случае, когда его нагружают работой, в противном случае следует обнуление.

Изучая «Логику» и другие произведения Гегеля, В.И. Ленин использовал не только понятийный гегелевский аппарат, но и его философские идеи при написании таких трудов, как «Материализм и эмпириокритицизм» и «Философские тетради».

Кроме выше изложенного, Гегель суть и значение понятия «философская категория».  

Категории (греч.) – высказывания. Это фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства явлений действительности и познания, т.е. понятия, которые отражают уровень развития общества и мышления. Аристотель в своей логике использовал десять таких категорий: сущность, была главной категорией.

Кант увеличил число категорий, добавил: возможность – невозможность, необходимость – случайность, существенность – несущественность и т.д.

По мысли Гегеля простой механический набор категорий не отражает бытия. Только система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения категорий, позволит найти реально существующую систему отношений, в основе бытия и тождественного с ним сознания.

Таким образом, Гегель не только высказал общую идею субординации категорий, но и указал на общий её принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному, от одностороннего к многостороннему, от пустоты к полноте содержания.

Исследуя взаимосвязь категорий и переходы одной из них в другую, Гегель получает диалектическую логику, основными законами которой являются:

  • переход количества в качество;
  • единство и борьба противоположностей;
  • отрицание отрицания;
  • диалектика отрицательности.

Диалектика – это внутреннее содержание предмета.

Диалектика Гегеля даёт возможность для анализа современного общества и науки в их развитии. Это в высшей форме метод мышления, ибо он сочетает в себе диалектику, логику и теорию познания. Гегелевская диалектика – это глубочайшее мировоззренческое осмысление действительности. Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии.

Гегель начинает рассуждения о диалектическом мышлении с чистого понятия – с «бытие». Это пустое слово, лишённое внутреннего содержания и потому (!) равно своей противоположности, т.е. ничто. Не определённое бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие и ничто сливаются воедино. В своём тождестве они образуют третье понятие – становление. Это уже первая конкретная категория, наполненная содержанием: все предметы находятся в процессе непрерывного изменения, перехода в другое состояние.

Первая особенность диалектики Гегеля – принцип троичности: тезис – антитезис – синтез. Выдвигается некоторое положение, затем происходит его отрицание и далее отрицание отрицания.

Для отрицания Гегель использует термин «снятие», что означает упразднение и одновременно сохранение.

Результат становления – ставшее, Гегель называет наличным бытием, т.е. бытие, присущее реальным предметам. Отличие одного предмета от другого характеризуется понятием – качество. Но качество предмета – переменная величина. Её исчезновение – предмет становится другим. Наступают качественные изменения. Гегель приводит пример «лысый». Последовательно выдёргивая по волоску, наступает качественное изменение – лысина.

Единство количества и качества есть мера. Нарушение меры приводит к появлению нового качества, нарушение непрерывности – скачок. Подлинное развитие идёт лишь через появление новых качеств. И в «моральной области имеет место такой же переход количественного в качественное. Достаточно какого-то «больше», «меньше», и мера легкомыслия оказывается превзойдённой и получается нечто совсем иное, а именно – преступление, посредством чего право переходит в несправедливость, добродетель в порок». Таковы, например, изменения агрегатных состояний вещества. Изменения происходят с одним и тем же веществом, химический состав не меняется.

Что же является носителем изменений, лежащих в основе переходящего бытия? Бытие переходит в сущность. Учение о сущности – это главная часть гегелевской логики. Бытие образует внешний слой действительности, что мы и воспринимаем.

На уровне бытия мир дискретен, т.е. состоит из отдельных предметов, хотя и связанных между собой. Сущность – это внутренний мир, глубинные связи в основе бытия.

Сущность Гегель рассматривает по принципу троичности: как отражённую в самой; как проецированную на бытие; как единство первых двух, т.е. как действительность. Карандаш, опущенный в воду, кажется сломанным. На пути к сущности мы натыкаемся на видимость. И она реальна, как и сущность. Видимость нас обманывает и обманщик не выдумка. Каким же должно быть движение мысли? Анализ сущности Гегель начинает с понятия тождества. Абстрактному тождеству противопоставляет тождество конкретное, включающее в себя момент различия. Различие, доведённое до предела есть противоположность (белое и серое ‑ различны, белое и чёрное ‑ противоположны). Единство противоположностей образует противоречие. Единство сущности и явления составляют действительность. Её признаки: возможность и необходимость. Необходимость всегда облечена в форму своей противоположности – случайность.

Учение о сущности Гегель завершает анализом причинности. Причина порождает равное себе действие. Она есть лишь некоторый отдельный момент в обстоятельствах, сделавших возможным результат. Причина и действие как бы постоянно меняются местами в ходе взаимодействия.

Таким образом, для получения новых знаний форма логического процесса мышления состоит из трёх моментов всякого логически реального:

  • абстрактный или рассудочный момент;
  • диалектический или «отрицательно-разумный»;
  • спекулятивный или «положительно-разумный» (соч. т. I, с. 131).

В 1813 году Гегель провозгласил закон о всеобщем движении и развитии. Следует напомнить. Первым, кто высказал идею самодвижения был Гераклит (около 540 – 480 гг до н.э.). «Всё течёт», «в одну реку нельзя войти дважды». А Кратил уточнил «И раза не войдёшь».

Гегель впервые доказал не только почему «всё течёт», но и открыл законы, по которым всё течёт и всё изменяется. «Противоречия – вот, что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может кончиться и, что оно (противоречие) снимает само себя через себя» (соч. т. I, с. 206).

Противоречия не зовут. Они сами приходят и с нарастающей скоростью стремятся к бифуркации.

Итак, противоречия. Они же и побуждают к движению и развитию. Анализируя процессы в природе, обществе и мышлении, Гегель утверждает, что противоречия возникают в процессе развития вновь и вновь, познаются и столь же неуклонно они разрешаются. Противоречия вообще и преодолимы и неистребимы. Преодоление противоречий – это процесс. Нежное отношение к противоречиям приводит к ложным умозаключениям. Можно блокировать противоречия по принципу «заштопанный чулок лучше порванного», но временно, ибо противоречия имеют свойство накапливаться: растёт энтропия – энергия, разрушающая систему. Следует иметь ввиду, что речь идёт о диалектическом противоречии, а не о противоречии формальной логики.

Гегель анализирует «хитрость разума», который не только могуществен, но и хитёр: его хитрость состоит в «опосредованной действительности, которая даёт возможность объектам действовать друг на друга, не вмешиваясь в этот процесс, всё же, осуществляет лишь свою собственную цель».

Гегель обнаруживает противоречие между действительностью и общественном сознании, т.е. роль разума в истории должна быть определяющей.

Гегель создавал свою философию, когда диалектика не проникала в область естествознания. На языке Ньютона в XVIII и XIX веках говорили и думали все. Например, А.Смит представил свою экономическую модель на основе второго закона механики, в которой устойчивость модели обеспечивала невидимая рука рынка. Отвергалась любая научная теории, которая не вписывалась в модель классической механики. Если в XVIII веке основы классической механики были вершиной науки, то в XIX веке становилась тормозом механическая картина мира. Гегель первым выразил это несоответствие и предложил новую интерпретацию окружающего мира – язык диалектики:

‑ « Понять природу – значит изобразить её  как процесс, ибо она есть процесс в самой себе» (соч. т. IX, с. 253);

‑ «Точно так же как нет движения без материи, так не существует материи без движения» (соч. т. II, с. 60);

‑ «Сущностью движения является та черта, что оно есть непосредственное единство пространства и времени. В движение входят время и пространство… Пространство и время наполнены материей» (соч. т. II, с. 59-60);

‑ «Понять движение – это значит высказать его сущность в форме понятия, т.е. как единство отрицательности и непрерывности» (соч. т. VIII, с. 74);

‑ «Скорость, количество движения, есть пространство в соотношении с определённым временем» (соч. т. VIII, с. 74);

‑ «Двигаться же не означает быть в этом месте и в то же время не быть в нём – следовательно, находиться в обоих местах одновременно; в этом состоит непрерывность времени и пространства, которая единственно только и делает возможным движение». «Верно» ‑ отмечал В.И. Ленин.

‑ Анализируя строение материи, Гегель отрицал неделимость абсолютно простых частиц материи – атомов, которая оказалась для химиков и физиков тормозом.

Но понять истинный смысл гегелевской диалектики можно только в исторической перспективе: то, что Гегелем намечалось в форме предвидения, впоследствии оказалось реальностью.

«Нет ни одной науки, которая не испытала бы на себе могучего и в высшей степени плодотворного влияния гегелевского гения. Даже там, где Гегель давал неверную оценку какой-либо теории, в общей форме выражались правильные мысли. Так было всегда (Плеханов Г.В. соч. т. I, с. 422).

Истинный смысл диалектики Гегеля – предвидение. Сто лет спустя учёные своими открытиями подтвердили торжество диалектики, перешли от простых истин к глубоким гегелевским:

  • Герман Минковский установил единство пространства и времени;
  • Анри Пуанкаре (потом Альберт Эйнштейн) установили единство массы и энергии (1915 г.);
  • Луи де Бройль и Нильс Бор установили единство микрочастиц и волн. Например, фотон. Он порождается взаимодействием электрона и протона – частиц, имеющих массу. А фотон не имеет массы покоя. Это электромагнитное поле (1927 г.).

   Особое место в творчестве Гегеля занимает его работа «Философия права».

Эта работа  распадается на три части: абстрактное право, мораль и нравственность. Философия права: постичь то, что есть – вот в чём задача философии, и как каждый из людей – сын своего времени, так и философия есть эпоха, охваченная в мыслях. В качестве мысли философия приходит лишь тогда, когда мир закончил своё формирование.

Термин «Гражданское общество» ввёл  Аристотель. Рассматривалось оно как отрасль, регулирующая имущественные отношения и связывающая с ними личностные отношения.

Бюргер – (по немецки) – буржуа, гражданин, Bürgerliche Gesellschaft – гражданское общество, общество буржуа – сословие, «обладающее природной нравственностью». (Гегель). По словам Энгельса, ‑ «Философия права» включает в себя всю область права, морали, экономики и политики (Маркс К., Энгельс Ф. соч. т. XXI, с. 295).

Демократия, по Гегелю, ‑ это государственный строй, основанный на прямом народовластии. Допускается и представительная демократия. Но и в первом и во втором случае решения принимаются на основе «верховенства закона». Закон – это источник права в современном обществе и суд – это орган власти, который руководствуется этими законами. Применение законов – это подведение под всеобщее единичного и особенного (соч. т. VII, с. 314).

Демократия как форма государственного и политического устройства, по Гегелю, возникла вместе с возникновением государства, а в государстве – гражданское общество – как процесс развития.

В «Философии права» по существу речь идёт об общественных отношениях, закреплённых в социальных и юридических нормах. Наиболее содержательной частью является учение о гражданском обществе. «Народы суть то, чем оказываются их действия» (соч. т. VIII, с. 74). В Европе исторически сложился индивидуализм: каждый для другого ‑ чужой. У буржуазного гражданского общества первая заповедь права: будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых. Человек имеет право делать свои потребности своими целями в соответствии с договором (соч. т. VIII, с. 211).

Человек в гражданском обществе имеет право вкладывать свой труд и волю во внешний предмет и имеет право присваивать результаты своего труда в качестве собственника. Следовательно, по Гегелю, частная собственность разумна. И далее: «Бедность не возникает сама по себе и никого не делает чернью… человек легкомысленно избегает труда и возмущается против богатых (соч. т. VI, с. 244). В разделе «Господство и рабство» ‑ поскольку собственность заключает в себе цель, то «тот кто смел, кто рискуя жизнью, но не жертвуя достоинством, становится господином. Рабом становится человек, готовый трудиться, чтобы сохранить жизнь», т.е. неравенство, по Гегелю, установлено природой. Требование равенства есть черта пустого рассудка. На страже собственности есть суд.

Анализируя гражданское общество, Гегель приходит к выводу, что «возникли такие отношения, при которых огромная масса людей уже не может удовлетворить свои потребности так, как она привыкла» (соч. т. VIII, с. 82), т.е. возникло в гражданском обществе противоречие. Противоречие можно блокировать или силовым методом (по-гречески ‑ тиранией), подавлять. Гегель считает возможным использовать оба метода.

В §289 Гегель характеризует гражданское общество как поле борьбы индивидуальных частных интересов. Маркс: « Здесь замечательно определение гражданского общества как bellum omnium Kontra omnis». Гражданское общество – это производственные отношения (Маркс К., Энгельс Ф., соч. т. I, с. 266). Признание Гегелем антогонического противоречия в гражданском обществе влекло за собой его разрешение. «Лишение и нужда являются безмерными, и запутанность этого положения может быть приведена в гармонию лишь путём подавления его государством» (§222, 535). Так возникла новая разделённость между гражданским обществом и политическим государством.

Далее, анализируя гражданское общество, Гегель приходит к выводу, что в его основе лежит система потребностей, где труд выступает как социальное отношение, т.е. неравенство заложено в государственной системе. «Накопленные в буржуазном обществе богатства, созданные трудящимися, ведут к зависимости и бедности. При чрезмерном богатстве гражданское общество не обладает достаточным собственным богатством, чтобы бороться  с чрезмерностью бедности и возникновении черни (Vulgus) (соч. т. VII, с. 225). Гегель раскрывает их общую черту физического и нравственного вырождения (соч. т. VIII, с. 185) на примере «один живёт в благостном уповании и благодарит бога, другой – мало приходиться думать, надо терпеть» усматривает зависимость общественного сознания от общественного бытия. Противоречие побуждает к действию.

Сознание переходит в самосознание и раздваивается: сознание «благородное» ‑ сознание дворян и сознание «низменное» ‑ сознание толпы (черни), готовой к мятежу. «Важный вопрос о том, как бороться с бедностью волнует и мучит современное общество», ‑ утверждает Гегель. Страх смерти превращает человека в раба, но рабское сознание открывает путь к самосознанию и личности, и общества. «Ибо цель самосознания – свобода. Человек не должен жить, как орёл в клетке, на птичьих правах.

Гегель рассматривает варианты «сшивания» общественного сознания:

  1. с помощью религии (христианин причастен к богу в то же время погряз в грехах) у него мышление не доходит до понятия;
  2. в отдельных случаях, возможно продать медь вместо золота или выдать проигранное сражение за выигранное;
  3. с помощью науки. Гегель рассматривает понятие отчуждения как меру социальных отношений в гражданском обществе.

«Но снятие отчуждения – это крайняя степень самосознания, приводящая к разуму. А разум – есть целесообразное действование» (соч. т. IV, с. 11), которое ведёт к революции.

Общественное сознание – это субъективное восприятие человеком объективной действительности. Оно формируется на основе формальной логики и обременено неопределённостями и двусмысленностями. Его формами являются: наука, религия, философия, искусство, нравственность.

В общественном сознании различают три структурных слоя:

  • верхний ‑ с коротким временем жизни (мнение);
  • основной – современная картина мира (парадигма);
  • глубинный – ядро: мораль, нравственность, вера (коллективное бессознательное), который меняется незначительно.

Таким образом, общественное сознание следует рассматривать как совокупность ядра, символов и кодов. Одним из таких кодов является иммунная система (мифологема):

  • образ вечного врага
  • образ вечного предка – героя.

Есть и глубинный код цивилизаций: община (толока, задруга), индивидуализм, паразитизм, …

Следует иметь в виду, что символы со временем могут не соответствовать своему содержанию. Поэтому ещё Конфуций (~551 ‑479 г. до н. э.) выступил с теорией «Исправления имён». Символы должны соответствовать своему содержанию, ибо в символ закладывается многозначность содержания.

Есть чувство правды в сердце человека.

Святое вечности зерно.

М. Ю. Лермонтов

Широта кругозора Гегеля, как ученого-исследователя не обошло стороной и такое понятие, как идеология. 

Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Есть идеология, применяемая в быту, повседневная, когда часть принимается за целое. И есть идеология цели общества, воссоздающая целостную картину мира средствами человеческого мышления. Она обладает самостоятельностью, оказывая влияние на общество как средство достижения цели. Кстати, сегодня марксизм – как идеологию рабочего класса, заменить нечем.

Прошло 250 лет с тех пор, когда И. Кант заявил, что сознание не только отражает действительный мир, но и изменяет его.

Позднее Гегель ставит задачей – показать сознание человека и человечества в историческом развитии, т.е. как оно формировалось. Гегель делает попытку осмыслить развитие сознания индивида и человеческого общества как результат трудовой деятельности и обнаруживает противоположность большого богатства и большой бедности. Т.е., общественное сознание – «несчастное сознание», оно раздвоено. И в 1820 году он обнаруживает противоречие между бытием и сознанием. Высказывает идею внесения разума в сознание.

Карл Маркс, анализируя производительные силы капиталистического способа производства, приходит к выводу: экономика определяет сознание, его политику и идеологию, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание.

В.И. Ленин  1917 год. «Маркс прав, когда общество находится в самодвижении и экономика развивается самотёком. Мы же поставлены в такие условия, когда идеология определяет политику, а политика определяет экономику», т.е. общественное сознание определяет бытие в силу необходимости.

И.В.Сталин в 1925 году в сложившихся условиях предложил с целью «сшивания общественного сознания» триединую задачу: всемерное развитие производительных сил, совершенствование производственных отношений и воспитание нового человека.

Экономика, как удачно сравнил экономист В. Леонтьев, ‑ это корабль, флагом которого является предприниматель и рынок, а руль этого корабля – план.

Человек предпринимал, а невидимая рука рынка находила свои интересы в других народах и государствах. Грабила «огнём и мечом», но по плану. Так капитализм, развиваясь 500 лет, создал приличное промышленное производство.

Советский Союз, опустив флаг корабля, на пустом месте, без рынка, без конкуренции, без денег за первые 50 лет создал адекватное промышленное производство. Мистика? Фантазия? Попробуем разобраться. И там и здесь руль корабля – план.

Капитализм. Погоня за прибылью порождает план, а план – конкуренцию. Поэтому вероятность его не выполнения значительная. План предпринимателя, план государства носит индикативный характер, характер пожеланий. Развитие общества происходит по вероятностной траектории.

Советский Союз. Как план воздействует на экономику? План обсуждается и принимается на предприятиях, заводах и фабриках. Затем корректируется в районе, области, республике. И становится государственным планом и планом общественного сознания. Общество осознанно воздействует на индивида, добиваясь выполнения плана, естественно в рамках возможного, побуждает работать с полной отдачей.

НЭП, по словам Сталина, означает товарооборот и допущение капитализма при условии, что государство оставляет за собой право и возможность регулировать торговлю с точки зрения диктатуры пролетариата. Без этого НЭП означает просто восстановление капитализма. Позднее: ежегодное снижение цен на розничные товары – это не только улучшение благосостояния советского народа, но и механизм самоликвидации товарно-денежных отношений. «Сначала мы сделаем хлеб бесплатным».

В 1922 – 1923 годы В.И. Вернадский читает лекции в Сорбонне. Он высказывает идею эволюции биосферы. Её подхватил профессор математики Эдуард Леруа и теолог Пьер де Шарден. В 1942 году В.И. Вернадский издаёт книгу «Ноосфера». «Человек из преобразователя природы, ‑ отмечает он, ‑ сам стал космической силой природы». Такой виделась эволюция общественного сознания.

Но, как известно, западная цивилизация любые открытия спешит использовать в первую очередь в корыстных военных целях. Так произошла атака на общественное сознание. Сначала – манипуляция, а теперь – разрушение.

Не пережив момента истины, не обретя адекватного самосознания, общество не может реально влиять на процесс своего развития.

Как во времена Гегеля, так и теперь внесение разума в общественное сознание стало острой необходимостью.

В обстановке борьбы между силами прогресса и Реакции завершилось развитие немецкой классической философии, последним представителем которой был выдающийся мыслитель Г. В. Ф. Гегель. «А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической учёностью, то его выступление везде, ‑ по словам Энгельса, ‑ составляло эпоху (соч. т. XXI, с. 277 ‑ 278). В каждой из научных областей он указывал путь развития через преодоление противоречий. Однако, и сам оказался противоречив: создал философию, в которой метод революционен, а система консервативна. Живительные идеи диалектики критически трансформировались на материалистической основе и развились в марксизм, а консерватизм оказался опорой для объективных идеалистов. На этой основе произошёл раскол в среде последователей Гегеля – младогегельянцев (радикальных и консервативных) как на почве религии, так и на непонимании афоризма «что действительно, то разумно и что разумно, то действительно». Некоторые сторонники Гегеля не разделяют его и в наши дни. Взгляды позднего Гегеля становятся консервативными. Например, Людвиг Фейербах два года слушал лекции Гегеля в Берлине. «Благодаря ему, ‑ признавался Фейербах, ‑ я осознал самого себя, осознал мир. Он стал моим вторым отцом». Фейербах послал Гегелю свою диссертацию «О едином, универсальном, всеобщем разуме» на суд учителя. Фейербах шёл дальше, Гегель не ответил. Гегель не согласился бы и с А. И. Герценым, который увидел в диалектике Гегеля «алгебру революции».

Прошло 30 лет после разрушения СССР. Чтобы оценить состояние общественного сознания советских людей и молодёжи, родившейся позже, следует напомнить, как оно разрушалось.

  1. Дети XX съезда и хищные детки с Арбата обманным путём, навязав перестройку, разрушили СССР, а «интеллектуалы» типа Сахарова бойко убеждали «Иного не дано», «всё разрешено, что не запрещено». А экономист – академик Петраков, выдал: «В мире есть царь. Этот царь всюду правит. Рынок – название ему».
  2. Волной чужебессия стали «гайдарить» чубайсы: «гром ударил в бумажные конструкции марксизма, чтобы освободить место научной теории – Запад нам поможет».
  3. Небывалое в истории России предательство выдавалось как достоинство и именовалось социальной революцией – торжеством рыночной вакханалии.
  4. К политической революции добавилась революция духовная. Произошло раздвоение общественного сознания на религиозной основе, расплодившее лжеверующих.
  5. В общественное сознание внедрены пустые слова и выражения: общечеловеческие ценности, столбовая дорога цивилизации, цивилизованные страны, рука рынка, плюрализм, демократия, тоталитаризм, гражданское общество, правовое государство, которые следует либо наполнить содержанием, либо изъять из понимания.
  6. Прилетевшие «ножки Буша» завершили оккупацию страны. «Проведём Ельцина на второй срок президентом и из России никогда не уйдём», ‑ вещали Клинтоны.
  7. Глумление над общественным сознанием продолжается. Нарастает противоречие, которое придётся разрешать.

Вступая в должность ректора Берлинского университета, Гегель заявил: «Университет – это живое зеркало вселенной. Он покоится на прочной основе истины, которая является его конечной целью. Он соединяет в себе теорию и практику».

Теперь философию Гегеля в университетах не преподают: «Польза не доказана, а вред возможен». Философию заменили новоевропейской метафизикой в болонском исполнении – (импорт талантливых).

Ах, метафизика, твой адский труд

Лишь только дюже мудрый замечает:

Где ты на убыль, ‑ энтропии труп

Культуры дух зловоньем омрачает.

Рефлексия нас держит на плаву («Метафизика», с. 23, №2, 2013, М.)

Не политэкономия, а «культуры дух» ‑ доллар стал посредником между производительными силами и производственными отношениями. Дух «культуры, хамства і даляраў», как говорил Янка Купала.

Старшее поколение звал Ю.А. Гагарин строить, созидать. Нынешнее поколение вынуждено торговать.

Молодое поколение – это поколение прекариата (лат. precarium – нестабильный, ненадёжный – базовая характеристика позднего капитализма: отсутствие рабочих мест и ускоренный рост пролетариата). Просто знающие кадры не нужны. Нужны капитализированные, умеющие себя продать. Главный идеологический лозунг «Комфорт», ради чего ничего не жалко. На этом стоит современная экономика либералов. Главным ресурсом такой экономики, ‑ говорит профессор Катасонов В.Ю.,‑ «является не знания, не нефть и не газ, а дурак, которому можно «впарить» всё».

Общественное сознание в большинстве случаев представляет собой умозрительные логические конструкции, без подкрепления знаниями. А без знаний и вера, и убеждённость часто оборачиваются заблуждениями, даже воинствующим невежеством.

Наблюдается в подготовке кадров разделение труда: за воспитание отвечает религия, а за развитие производства – наука. Научные разработки носят чисто прикладной характер, основанный на достижениях советской науки. На фундаментальные исследования нет ни средств, ни запросов.

Модель «справедливого капитализма» не работает, мечется в поисках нужных и не нужных рабочих мест. Уныние ещё больше раскручивает маховик потребления: «вернулись в лоно мировой цивилизации»!

Гегель нам близок и нужен. Его диалектические законы дают установку, что надо делать и как себя вести. Его философия даёт пространство для дыхания. «Познавая мир, поймёшь, что делать дальше». (Фейербах)

Г.В.Ф. Гегель: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении или роскошь, ставшая естественной мировоззренческой необходимостью после удовлетворения материальных потребностей». «Сова Минервы начинает свой полёт с наступлением сумерек». Начало XXI века есть такая эпоха. Её и следует постигнуть в мышлении.

Новое постигается в борьбе с устоявшимся – переход количества в качество. Необходима в первую очередь мировоззренческая революция.

Вселяют надежду слова В.Г. Белинского: «Если обществу случается двигаться назад, то оно потом с удвоенной силой устремляется вперёд».

Литература

  1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения в XIV томах, М. 1929-1958 гг.
  2. Философия Гегеля и современность, Москва, 1973 г.
  3. Гулыга А.В. «Гегель», серия ЖЗЛ, М., 1970.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*