Редакция считает целесообразным довести общественности Республики Беларусь Обращение бывших инженеров-конструкторов Минского тракторного завода (МТЗ) к Министру промышленности В.М. Вовку, состоявшееся в декабре 2016 года, но до сих пор не получившие ответа.Редакция считает целесообразным довести общественности Республики Беларусь Обращение бывших инженеров-конструкторов Минского тракторного завода (МТЗ) к Министру промышленности В.М. Вовку, состоявшееся в декабре 2016 года, но до сих пор не получившие ответа.Более того, на взгляд редакции, поднятая тема в Обращении интересна для дискуссии и тем, что она представляет возможность сравнить технологии, используемые капитализмом, с одной стороны, а с другой – социализмом в решении проблем промышленного производства, социальной защиты и стимулирования в работе.
Уважаемый Виталий Михайлович!
Мы, бывшие инженеры-конструкторы управления конструкторско-экспериментальных работ № 1 (УКЭР-1) научно-технического центра(НТЦ) ОАО «МТЗ» обеспокоены потерей нашим предприятием передовых позиций в мировом тракторостроении.
Для возвращения «МТЗ» в число лидеров мирового тракторостроения, мы подготовили свои предложения под названием: «Как нам обустроить «МТЗ». Когда наши предложения были сформулированы для публикации и последующей технической экспертизы, в эти же дни было проведено совещание у Президента о работе машиностроительного комплекса РБ, где была озвучена аналогичная озабоченность.
В связи с чем, мы считаем целесообразным ознакомить, прежде всего, Вас с вышеупомянутыми предложениями.
«Как нам обустроить «МТЗ».
В чём история привлекательности тракторов марки «МТЗ» на мировом рынке?
Главный конструктор И. И. Дронг на рубеже 50-х…60-х годов 20 века впервые применил в конструкциях колёсных тракторов 3 конкурентных преимущества. Под его руководством были разработаны и установлены на трактора:
- Дизельный двигатель.
- Передний ведущий мост портального типа.
- Кабина.
Данные разработки позволили вывести трактора марки «МТЗ» на мировые рынки. Наши машины нашли покупателей более чем в 70-ти странах мира.Причины этого:
- дешевизна дизельного топлива в те годы;
- повышение проходимости на транспорте и увеличение сроков ухода за растениями в период вегетационного роста (проходимость в междурядьях);
- улучшение условий труда тракториста-оператора.
И вплоть до 70-х годов аналогичных революционных технических решений в конструкциях тракторов «МТЗ» больше не происходило. И только в 70-е годы на «МТЗ» была разработана гидрообъёмная трансмиссия, которая испытывалась на тракторах мощностью от 50-ти до 100 л. с., затем была рекомендована в производство на тракторах мощностью 80 л. с. – на модели трактора «МТЗ-80Б». На этом история революционной разработки, не имеющей аналогов, на том этапе развития мирового тракторостроения, закончилась. По объективным или субъективным причинам перспективная разработка не была внедрена в производство. В результате чего была упущена возможность удержать лидирующие позиции и конкурентные преимущества в производстве пропашных тракторов. И только в 80-е годы был разработан, испытан и рекомендован к внедрению в производство самый мощный в мире универсально-пропашной трактор «МТЗ-142». Но история его закончилась, ввиду развала СССР. Для завода наступили тяжёлые времена, несмотря на то, что по инерции, в 1992 году было выпущено рекордное количество тракторов– свыше 102 тысяч штук.
Для наполнения рынка стран СНГ и, в соответствии с мировыми тенденциями, на МТЗ был разработан, испытан и внедрён в производство модельный ряд тракторов мощностью от 130 до 250 л. с., который вырос до трактора мощностью 450 л. с. («БЕЛАРУС-4522»), представленный широкой публике 7 ноября 2016 года. Вся вышеупомянутая линейка тракторов не обладает очевидными конкурентными конструктивными преимуществами перед тракторами мировых производителей. Исключением является трактор «БЕЛАРУС-3023» с электромеханической трансмиссией, который получил серебряную медаль на выставке в Ганновере (ФРГ) в апреле 2008 года. Однако, и данная модель трактора не лишена недостатков: КПД трансмиссии этого трактора в настоящее время уступает КПД трансмиссии серийных тракторов аналогичной мощности. Кроме того, вредное воздействие ДВС на окружающую среду остаётся. Усложнена, объективно, конструкция, требующая высокого технического уровня обслуживающего персонала.
Для возвращения наших тракторов на передовые позиции в мире, необходимы прорывные технические решения, позволяющие получить конкурентные преимущества, соизмеримые с имевшимися на моделях, выпускаемых в 50-е…60-е годы.
Одним из кардинальных решений является установка батарей ёмкостных накопителей (суперконденсаторов), взамен действующего ДВС, которые будут питать приводной электродвигатель напрямую, с последующей передачей крутящего момента на механическую часть трансмиссии, по аналогии с моторно-силовой схемой трактора «БЕЛАРУС-3023».
При оптимальных параметрах батарей суперконденсаторов, запаса её энергии, на данном этапе развития науки и техники, не хватит для работы трактора в течение всей рабочей смены. Для обеспечения непрерывной работы группы тракторов в поле, необходимо иметь передвижную заправочную станцию, оборудованную силовой установкой, например, газодизельной с электрическим генератором на валу. Основой заправочной станции является батарея суперконденсаторов большой ёмкости, которая будет постоянно подпитываться энергией вышеупомянутой энергоустановки.
Преимуществом данного технического решения является перенос экологически грязного ДВС с поля на обочину. При этом передвижная заправочная станция может быть оборудована различными энергетическими установками, работающими на различных видах топлива, в том числе, и местных.
При использовании данных тракторов на транспорте, например, при перевозке корнеплодов с поля в места хранения или переработки, в связи с появлением на АЗС постов зарядки электротранспорта (в ряде стран уже серийно выпускается), вопрос заправки тракторов также будет решён. К тому же, типовые хозяйства, имеющие достаточно большой парк тракторов, можно оборудовать стационарными заправочными пунктами на основных объектах инфраструктуры: склад, ферма, мехдвор и т. д.
Подобными энергетическими установками на базе суперконденсаторов, в сельском хозяйстве, кроме тракторной техники, можно оборудовать также и различную уборочную технику: комбайны, зерновые, кормоуборочные и т. д., а также грузовой автотранспорт.
Для более эффективной работы электротранспорта, особенно, в случае форс-мажорных ситуаций, например, при глубокой разрядке ёмкостных накопителей в процессе работы, целесообразно оборудовать трактора дополнительно батареями электрохимических аккумуляторов. Ёмкость этих аккумуляторов может быть соизмерима с ёмкостью суперконденсаторов. Такое техническое решение позволит максимально использовать преимущества суперконденсаторов и электрохимических аккумуляторов, а также максимально устранить их недостатки.В дальнейшем, для особо крупных хозяйств, можно будет не устанавливать энергетическую установку на заправочную станцию, а установить на неё суперконденсаторы повышенной мощности. Заправочная станция будет сама заправляться от челночного заправщика, курсирующего между полями. Энергию, в таком варианте, он, заправщик заправщиков, будет получать вне поля, на стационарных заправочных пунктах, расположенных на существующих объектах инфраструктуры хозяйства или на ближайших АЗС. Таким образом, с поля будет вынесен процесс сжигания какого-либо топлива для выработки электроэнергии. На поле будет происходить перелив энергии от заправщика к полевой заправочной станции, а затем – от неё к тракторной или иной полевой технике.
При данной технологической схеме с поля будет вынесен процесс получения энергии: стационарные пункты зарядки будут получать энергию от АЭС, ГЭС, солнечных коллекторов, ветрогенераторов и прочих экологически чистых источников.
При реализации вышеупомянутых конкурентных преимуществ появляется возможность реализовать ещё одно конкурентное преимущество: полностью автоматизировать управление трактором и освободить тракториста-оператора. Функции управления группой тракторов в поле будет выполнять оператор полевой заправочной станции с помощью блоков дистанционного управления (GPS). Значимости данного конкурентного преимущества дана оценка группой ведущих специалистов: Амельченко П. А., Стасилевич А. Г. и др. в статье «Электрическая тяга и электроотбор мощности сельскохозяйственного трактора» в журнале «Тракторы и сельхозмашины», 2014, № 9.
Без тракториста-оператора сельскохозяйственный трактор превращается в дрон-трактор, что находится в тренде мирового развития.
Вышеперечисленные конкурентные преимущества будут иметь коммерческую, экологическую, социальную и иную ценностьтолько в случае их реализации. Для этого необходимо мобилизовать весь трудовой коллектив «МТЗ» работать на принципах инновационного мышления, на чём акцентировал внимание А. Г. Лукашенко при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.
Очевидно, основную роль в создании инновационных моделей тракторов должен сыграть инженерный корпус и, в первую очередь, инженеры-конструкторы научно-технического центра (НТЦ).
Мировой опыт демонстрирует простую истину: если есть конкурентная конструкция, то под неё будут разработаны технологии, организованы производства и реализация продукта.
Эту задачу могут решить только инновационно мыслящие конструкторы. Реальность же такова, что ежегодно численность конструкторского коллектива и его профессиональный уровень падают. Лучшие молодые кадры, востребованные в других местах, по причине низкой заработной платы и отсутствия служебного жилья, увольняются. А высокопрофессиональных конструкторов, достигших пенсионного возраста, увольняют принудительно по причине окончания контракта. Таким образом, образуется пропасть между поколениями конструкторов, когда некому и некого учить искусству проектирования. Существует реальная угроза исчезновения отечественной школы проектирования тракторов.
В то же время, наши основные конкуренты увеличивают инвестиции в проектно-конструкторские работы. Например, на заводе «MasseyFerguson» в г. Бове во Франции количество инженерно-технических специалистов было увеличено на 40 % за последние несколько лет, что позволило создать 5 серий новых моделей тракторов 4-го поколения. «Джон Дир» создал новое специализированное конструкторское подразделение, занимающееся созданием тракторов и сельскохозяйственных машин на чисто электрической тяге.
Чтобы предотвратить утечку мозгов с «МТЗ» нужно создать благоприятные условия для работы коллектива конструкторов, решающего инновационные задачи:
- вернуться к институту наставничества;
- реально повысить квалификацию конструкторов, используя мировую практику методов проектирования;
- шире использовать методы ускоренных стендовых и полевых испытаний;
- усилить ответственность за принятие технических решений и за технический уровень разработанных конструкций – от генерального конструктора до техника-конструктора, что отсутствует в настоящее время;
- усовершенствовать систему аттестации и повышения квалификации кадров, для чего увеличить количество категорий на несколько ступеней;
- предоставить возможность всем конструкторам участвовать, после каждого года работы в должности, в квалификационном конкурсе,по его личному заявлению;
- повысить тарифные категорийные ставки и довести их величину, как минимум, до двух величин средней заработной платы по предприятию, для ведущих инженеров-конструкторов;
- обеспечить всех конструкторов, нуждающихся в жилье: одиноких – койко-местом в общежитии, семейных – комнатой в семейном общежитии;
- предоставить возможность приобретения или строительства собственного жилья в течение не более 10 лет.
Для решения инновационных задач, стоящих перед предприятием, администрации и инженерному корпусу необходима поддержка всего трудового коллектива. Для этого нужно восстановить практику создания Советов трудовых коллективов на заводском и цеховом уровнях.
Основной задачей вышеупомянутых Советов должна быть генерация инновационных идей, совместно с администрацией и профсоюзом, а также их реализация.
Очевидно, что поднятые вопросы только «верхушка айсберга». Это только то, что нужно было сделать даже не вчера, а позавчера. И если это не сделать сегодня, то можно отстать от конкурентов навсегда. Понятно, что этого допустить нельзя, с учётом того, что такое «МТЗ» для Беларуси. Это государствообразующее предприятие. Что хорошо для «МТЗ», то хорошо для всей страны и наоборот.
Если «МТЗ» пойдёт по пути действительно инновационного развития, то это не что иное, как локомотив инновационного развития всей промышленности, всей экономики. Электрификация транспортного парка сельскохозяйственного машиностроения, а также транспорта, очевидно, потребует развития в типовых хозяйствах собственной энергетики на базе альтернативных и возобновляемых источников (геотермика, гравитация, теплогравитация, когенерация, низкотемпературная энергетика и т. д.). Всё вышеупомянутое – непаханое инновационное поле для нашей науки и промышленности. Наши предложения – первый небольшой шаг в сторону ухода от ископаемых источников энергии, которые мы завозим из-за рубежа. Это начало реальной борьбы за реальную энергетическую независимость. Новое – это хорошо забытое старое, но только на современной элементной базе. Все мы помним, как в своё время, почти на каждом предприятии была своя собственная электростанция, которая обеспечивала электричеством и теплом предприятие и прилегающий рабочий посёлок. Если будут отработаны технологии возобновляемых и альтернативных источников, тогда ничто не будет мешать современным промышленным предприятиям развивать собственную энергетику, тем самым свести на «ноль» затраты на энергоносители, и решать не менее важные экологические проблемы.
Современные трендовые философии типа «Умный город», «Умный дом», «Умное предприятие» и т. д. в первую очередь ориентированы на решение экологических проблем.
В этом направлении у «МТЗ» также будут неплохие перспективы, как у мирового лидера по развитию инновационных и экологически чистых технологий обработки почвы, и возделывания сельскохозяйственной продукции, которые уже просматриваются на научном горизонте.