М А Т Е Р И А Л Ы Белорусской республиканской заочной коммунистической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения В.И. Ленина П.Л. Салов, кандидат физико-математических наук, доцент (г. Минск) ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛИЗМА

Время не губит гения, а гений торжествует над временем.

В. Г. Белинский.

         Как известно, Георг Гегель провозгласил в 1813 году закон о всеобщем движении и развитии. «Противоречие – вот, что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно (противоречие) снимает себя само через себя.» (Гегель Г. В. Ф. соч., т.1, с. 206.).

         Карл Маркс переносит идею о всеобщем движении и развитии на общество, и вместе с Фридрихом Энгельсом, используя понятие отчуждения (dieEntfremdung) и диалектический метод философии Гегеля, создают две научные теории:

– исторический материализм – науку о наиболее общих законах развития общества и в частности развитие частной собственности;

– теорию научного коммунизма, то есть теорию уничтожения частной собственности и теорию построения социализма, которые при жизни Ленина не были опубликованы.

Анализируя категорию отчуждения труда и его влияние на человеческое развитие, Маркс впервые дает ответ на три вопроса: что такое частная собственность, почему она должна быть уничтожена и в чем состоит уничтожение частной собственности? «…частная собственность оказывается, с одной стороны, продуктом отчуждения труда, а с другой стороны, средством его отчуждения, реализацией этого отчуждения.» (Маркс К. Энгельс Ф. соч., т. 42, с. 97.) То есть, частная собственность – это не вещи или сумма вещей, находящиеся во владении, а форма присвоения результатов чужого труда через отчуждение. В наше время высшей формой отчуждения является обменный курс валют – самодержавие финансистов.

         Маркс выделяет девять ступеней развития общества, то есть девять общественно-экономических формаций, каждая содержит свой способ производства материальных благ. В свою очередь, каждый способ производства имеет свои предметы труда – природу (охота, земледелие, скотоводство и т.д.) и орудия труда – сеть, лопата, лошадь, трактор и т.д. Следовательно, способ производства состоит из производительных сил и производственных отношений – формы добывания материальных благ.

В ходе пятого (азиатского) способа производства возникла частная собственность, как форма производственных отношений. В ходе последующих

способов производства собственность меняет свои формы (власть → закон → право → деньги → капитал).

Борясь за выживание, люди освоили три общественно-природные формы движения:

– технологию – умение что-то делать, энергию;

– организацию – разделение труда, информацию;

– экономику – стоимость – количество энергии и информации в продукте.

Таким образом, производительные силы – это конкретно исторический процесс человеческой деятельности, в котором определяющая роль принадлежит средствам производства, в частности орудиям труда.

Производственные отношения – это формы общественной деятельности, которые навязывают человеку и вид деятельности, и линию поведения.

Исторический материализм – это диалектика производительных сил и производственных отношений. Под диалектикой следует понимать своеобразный способ получения новых знаний (познание) при одновременном использовании пяти принципов (законов) диалектики Гегеля. Это переход количества в качество, отрицание отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, принципов всеобщей связи и принципа развития.

На примере капиталистического способа производства Маркс излагает методологию уничтожения частной собственности. Уничтожение отчуждения должно быть поэтапным в обратном порядке «Снятие самоотчуждения проходит тот же путь что и самоотчуждение» (Маркс К. Энгельс Ф. соч.,т. 42, с. 113).

В «Капитале» Маркс дает целостное материалистическое понимание истории в виде трех эпох:

– царство естественной необходимости = «Предыстория»;

–  царство осознанной необходимости = «Эпоха коммунизма»;

– царство свободы  = «Эпоха гуманизма».

Маркс предупреждает: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».(Маркс К. Энгельс Ф. соч.,т. 23, с. 25) В. И. Ленин, в свою очередь, настаивает, что с обывательскими понятиями нельзя браться за теоретические вопросы.

Строительство социализма – это переход из эпохи естественной необходимости в эпоху осознанной необходимости. Переходный период – это переход количества в качество и диалектика общественного сознания, путь превращения общественного сознания всубъекта истории и его воздействия на общественное бытие. Поэтому для перехода от капиталистического способа производства к социализму необходимы политические и экономические предпосылки, то есть развитое машинное производство и общественное сознание готово к восприятию социалистических идей. «Люди в самом ходе своего развития должны сперва произвести материальные условия нового общества и никакие могучие усилия мысли или воли не могут освободить их от этой участи». (Маркс К. Энгельс Ф., соч.,т. 4, с. 299)  В противном случае «Будет всеобщее распространение бедности … и, значит, должна воскреснуть вся старая мерзость».  (Маркс К. Энгельс Ф., соч.,т. 3, с. 33) 

Переход к социализму возможен тогда и только тогда, когда социалистические революции победят сразу в нескольких странах одновременно и есть коммунистические партии, владеющие коммунистической теорией и готовые ее реализовать. Ф. Энгельс: «Французы начнут, немцы поддержат.» К. Маркс: «только в этом случае «возможен переход к действительному коммунистическому действию.» (Маркс К. Энгельс Ф., соч., т. 42, с. 136) 

Социализм – это новый исторический тип общества, который не развивается сам по себе, самотеком, а сознательно строится на научной основе. У социалистического способа производства иной объект труда и иные орудия труда.

Маркс утверждал, что социализму как продукту исторического процесса должна быть присуща общенародная собственность на средства производства. Если же нет развитого машинного производства, то должна быть государственная собственность. Энгельс уточнял: «Государственная собственность не разрешает основного противоречия капитализма, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения.» (Маркс К. Энгельс Ф., соч.,т. 20, с. 290) 

В. И. Ленин о себе: «Вот она, судьба моя. Одна боевая кампанияза другой – против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т.д. Это с 1893 года. И ненависть пошляков из-за этого. Ну, а я все же не променял бы сей судьбы на мир с пошляками». (Ленин В. И., ПСС, т.49, с. 192).Так складывались две линии в международном коммунистическом движении и в партии, созданной Лениным. После смерти Ленина борьба станет еще более жесткой.

Но бороться за марксизм – это одно, стать же рядом с такими гигантами как Маркс и Энгельс – это другое. И В. И. Ленин стал! Ибо обладал мощным интеллектом, был и теоретиком, и революционером, был непревзойденным мастером экономического анализа.

Развитие В. И. Ленина как личности можно проследить по его трудам:

«Развитие капитализма в России» – осмысление действительности. (Ленин В. И., ПСС,т. 3).

«Что делать?» – курс на социализм. (Ленин В. И., ПСС, т. 34).

«С чего начать?» – первые шаги в сторону социализма.(Ленин В. И., ПСС,т. 5).

«О лозунге Соединенных Штатов Европы» – возможна победа социализма в одной стране. (Ленин В. И., ПСС, т. 26).

Он разработал:

– теорию развития капитализма в отсталой аграрной стране;

–  теорию империализма и государственного монополистического капитализма;

– теорию многоукладности – огромный вклад в исторический материализм;

– теорию нелинейности исторического материализма;

– теорию социалистической революции и переходного периода.

Г. В. Плеханов о Ленине: «Ленин – целостный тип, который видит свою цель и стремится к ней с фантастической настойчивостью, не останавливаясь ни перед какими препятствиями: он весьма умен, энергичен, чрезвычайно трудоспособен, не тщеславен, не меркантилен, но болезненно самолюбив. Он смел, решителен, никогда не теряет самообладания, тверд, расчетлив, гибок в тактических приемах. Ленин – типичный вождь.»  (Из политического завещания, продиктованного в 1918 г.).

В начале XX столетия противоречия между трудом и капиталом внутри капиталистических стран и противоречия между капиталистическими странами резко обострились и привели к первой мировой войне.

Слабым звеном в цепи капиталистических стран оказалась Россия. Как свидетельствует Н. А. Бердяев: «Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся! Война закончила процесс разложения  … Русская монархия была осуждена свыше, осуждена Богом.»

4 марта 1917 года Ленин в «Письмах издалека» заявляет: «Положение, создавшееся теперь, и является переходом от первого ко второму этапу революции» (Ленин В. И., ПСС, т. 31, с. 19).

А 3 апреля 1917 года Ленин на Родине, в Петрограде. Речь на Финляндском вокзале Ленин закончил призывом: «Да здравствует социалистическая революция!» (История ВКП(б), Краткий курс, М.,1953,  с. 176.)

Следует иметь в виду, что в августе 1915 года В. И. Ленин написал статью “О лозунге Соединенных Штатов Европы», в которой анализировал монополистический капитализм и пришел к выводу: «Неравномерность экономического и политического развития – есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране.» (Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 354).

 Это гениальное открытие Ленина, новое понимание исторического материализма: природа и общество развиваются не так, как считали Маркс и Энгельс: эволюционно, линейно, а по вероятностному закону с учетом случайных процессов, по законам энтропии.

Сегодня, например, мы видим, как случайный процесс – «коронавирус» влияет на производительные силы, и на производственные отношения.     

Вывод о неравномерности развития общества послужил для Ленина фундаментом создания научной теории социализма.

Великая Октябрьская социалистическая революция совершилась. Совершилась не по Марксу, а по Ленину. «Теперь вышло иначе, и ни какой Маркс, и ни какие марксисты не могли это предвидеть… Ведь никто не мог предвидеть того, что пролетариат достигнет власти в стране из наименее развитых …» (Ленин В. И., ПСС, т. 45, сс. 117 – 118)

Россия. Население – 147 млн. человек. Из них 25 млн. горожан, 85% населения неграмотные, 80% ручной труд. Основные орудия труда (по переписи): 4,2 млн. железных плугов, 2,2 млн. деревянных плугов, 17 млн.  деревянных борон.(БСЭ, СССР, Народное хозяйство,М., 1948 г., с. 838).

Уклады: патриархальный, мелкотоварный, социалистический, частнохозяйственный капитализм, государственный капитализм (ПСС, т.36, с.296).

Ленин: «Путь России к социализму есть видоизменение обычного исторического порядка. Россия поставлена в такие условия, когда идеология определяет и политику, и экономику.»

Как А. М. Горький оценивал революцию: «Большевики оказали русскому народу огромную услугу, сдвинув его массу с мертвой точки, и возбудив во всей его массе активное отношение к действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы. Она не погибнет теперь, ибо народ наш ожил, и в нем зреют новые силы.»(ГорькийА. М., «Несвоевременные мысли».)

Ленинская теория социализма

В. И. Ленин ясно и четко сформулировал свою теорию социализма в трех работах, которые часто цитировал, добивался их переиздания, требовал немедленного перевода на иностранные языки. Это:

сентябрь 1917 г. «Грозящая катастрофа и как с ней бороться»(Ленин В. И., ПСС, т. 34, сс. 155 – 198);

май 1918 г. «О «левом» ребячестве и мелкобуржуазности»(Ленин В. И., ПСС, т. 36, сс. 283 – 314);

май 1921 г. «О продовольственном налоге» (Ленин В. И., ПСС, т. 43, сс. 205 – 245).

Ленинская теория социализма – это процесс восхождения от абстрактной марксистской теории к конкретной практической реализации. Поиск пути перехода полуфеодальной России к социализму. Выбор формы власти, выбор формы государства и определение его структуры.

В основе ленинской теории заложены три вида идей:

  • Государственный монополистический капитализм (ГМК) как ступень

исторической лестницы от капитализма к социализму;

  • Ключевое понятие многоукладности как второе измерение исторического 

материализма– той же теории, но отличное от Марксовой;

  • Возможность диалектического использования экономических укладов на

практике. А именно, если пролетариат созрел для взятия власти и она не принадлежит классу капиталистов, пролетариат обязан ее взять. Поскольку возможна победа социализма в одной, отдельно взятой капиталистической стране в силу неравномерности экономического и политического развития капитализма. Власть пролетариата – социалистический уклад может создать материальные условия перехода к социализму в рамках капиталистического способа производства.

Выбор пути.

«До сих пор сколько-нибудь путные книжки о госкапитализме – говорит Ленин – писались при таких условиях и таком положении, что государственный капитализм есть капитализм. Теперь вышло иначе.» (Ленин В. И., ПСС, т. 45, с. 117 – 118).

В. И. Ленин, как непревзойденный мастер экономического анализа, объясняет, что ГМК уже не капитализм, ибо в нем нет рынка, нет конкуренции, нет свободы вкладывания и т. д. Чего хотим и мы. Препарируя существующий в Германии ГМК, он доказывает, что ГМК «есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой,называемой социализмом, промежуточных ступеней нет». (Ленин В. И., ПСС, т. 34, с 193).

«Здесь мы имеем «последнее слово» современной крупнокапиталистической техники и планомерной организации, подчиненной юнкерски–буржуазному империализму. Отнимите подчеркнутые слова, поставьте вместо буржуазного государство пролетарское и вы получите всю сумму условий, которые дает социализм.» (Ленин В. И., ПСС, т. 36, с. 300).

Таким образом, путь к социализму лежит через государственную монополию, которую необходимо создать.

Выбор формы власти.

Как известно, вопрос о власти является главным вопросом любой революции. К началу октябрьской революции форма власти уже сложилась – Советы. Поэтому В. И. Ленин разъяснял: «Пока революция не выходила из рамок буржуазного строя – мы стояли за демократию. Теперь разговоры любителей словесности о «общенародной», «общевыборной», «всем народом освященной» власти – это способ обмануть себя и других. Это голос не из числа пролетариев.» (Ленин В. И., ПСС, т. 43, с. 132.)

«Социалистический уклад – это юридическая возможность, опирающаяся на фактический переход власти к рабочим,и есть элемент социализма.» (ЛенинВ. И., ПСС, т. 36, с. 298-299.)

Итак, форма власти определена: диктатура пролетариата в форме Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов с учетом интересов других экономических укладов.

«Только тот победит и удержит власть – утверждал Ленин – кто верит в народ, кто окунулся в родник живого народного творчества.» (Ленин В. И., ПСС, т. 35, с. 61).

Выбор структуры и типа государства.

Как известно, вопрос о государстве – это коренной вопрос всей политики. Государство – это надстроечный институт, в котором воспроизводится власть как форма собственности, машина для поддержания господства одного класса над другим.

В чистом виде государство существовало при азиатском способе производства. Ему соответствовал «административный» уклад, где основным производственным отношением являлась внеэкономическое принуждение, насилие.

В ГМК другая конструкция. «Власть» как уклад доминирует над законом (регламентационным укладом). Комбинация этих укладов образует государственный аппарат. Естественно, государство диктатуры пролетариата, которое должно возникнуть из государственной монополии, должно иметь такую же структуру, но проводить иную социальную политику. Такое состояние общественного организма страны дает полный набор предпосылок перехода к социализму. Ленин далее указывает, что конструкция обоих укладов будет работать и при социализме, только административный уклад не будет диктатурой. А уклад регламентационный из аппарата чиновников, создающих законы, станет органом машинного проектирования, и монополия исчезнет.

Ленин предупреждает о недостатке ГМК, ибо ГМК использует только две общественно-природные силы: технологию и организацию, узурпируя экономику, загоняя ее в подполье. Поэтому ГМК – конструкция временная!

Первые шаги.

Анализ монополии как хозяйственного объединения. Ее путь развития извилистый, диалектический. Надо спрямить и подтолкнуть. В качестве таковой предполагается электрификация. Но не о лампочках идет речь, «чтобы солнце загоралось на сосне». Речь идет о создании новых орудий труда, превращающих Россию в индустриальное государство. Далее. «Если бы мы могли дать завтра сто тысяч тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что это пока – фантазия), то крестьянин сказал бы: я за коммунию.»

«А вот мы год прожили, государство в наших руках, а в новой экономической политике оно в этот год действовало по-нашему? Нет. Этого мы не хотим признать: оно действовало не по-нашему. Вырывается машина из рук … машина едет не туда, куда ее направляют.»(Ленин В. И., ПСС, т. 45, с. 86).

Ибо … «Мелкое производство рождает капитализм и буржуазию ежедневно и ежечасно стихийно и в массовом масштабе.» (Ленин В. И., ПСС, т. 41, с. 6).

«Пока мы живем в мелкокрестьянской среде для капитализма в России есть более прочная база.»( Ленин В. И., ПСС, т. 42, с. 158).

Середина 50-х годов XX столетия – триумф сталинской экономики: созданы материально-технические условия строительства социализма в СССР. Реализована первая часть ленинской теории социализма. Впереди преобразования государственной собственности в общенародную. Создание социалистического способа производства: выбор объекта труда и выбор орудий труда.

Взоры в это время были обращены на СССР. Например, выдающийся американский экономист Йозеф Шумпетер в капитальном труде «Капитализм, социализм, демократия» (М. 1995. -540 с.) заявил: «Капиталистическая система не погибнет от экономического краха (имеется в виду кризис – П. С.) , но зато сам ее успех подрывает защищающие ее общественные институты и «неизбежно» создаст условия, в которых она не сможет выжить и уступит место социализму. … Если Сталин не сделает первой ошибки в своей жизни … он реализует свой проект.» И он не сделал ошибки. Ошибку сделали его преемники. «Смешались в кучу кони, люди» – советский проект и рыночная стихия. 30 лет критиковали западный капитализм и создавали свой собственный.

Таким образом, разрушение Советского Союза – это короткое замыкание в цепи общественного развития: сгорел «предохранитель» в лице КПСС.

Русская Октябрьская социалистическая революция, творцом и организатором которой был В. И. Ленин и его теория социализма – это тектонический сдвиг в развитии человечества. Социалистическая идея и сегодня является ядром мирового исторического движения, альтернативная империалистическому глобализму.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*