Манифест коммунистической партии (краткая история возникновения и издания)

 

21 февраля  2018 года исполняется 170 лет со дня выхода в свет  «Манифеста коммунистической партии», авторы которого К. Маркс и Ф. Энгельс декларируют и обосновывают в нем цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий.

В этом чрезвычайно важном марксистском, политическом документе констатируется:  вся предшествующая история человечества  есть история борьбы классов.  Основоположники марксизма провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата, которому  предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства.

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс излагают свое видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства. Одно из центральных мест в МКП занимает критический обзор различных немарксистских теорий социализма и реакционных «псевдосоциалистических» учений. Так, жестко критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого. Кроме того, в  «Манифесте» говорится, что коммунисты, как самая решительная часть пролетариата, «не является особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и  политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран».

Манифест, как программный документ, начинается словами: «Призрак бродит по Европе  –  призрак коммунизма.  Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака…».  Заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир»,  –  за которыми следует знаменитый исторический лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

«Манифест коммунистической партии» переиздавался неоднократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года                Ф. Энгельс  отмечал: «… «Манифест» является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».

«Манифест» был написан по поручению тайного пропагандистского общества «Союз справедливых», организованного немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне (и после принятия в его ряды Карла Маркса и Фридриха Энгельса в 1847 году переименованного в «Союз коммунистов»).

Состоявшийся 2 – 9 июня 1847 года  Первый конгресс «Союза справедливых» поручил Ф. Энгельсу подготовить текст программного документа организации. Сначала текст «Манифеста» получил название «Проект Коммунистического символа веры». В конце  октября, прибыв в Париж и обнаружив, что  написанный Мозесом Гессом проект программного манифеста, неприемлем, Энгельс перерабатывает свой материал в текст «Принципов коммунизма».   23 ноября в письме  Марксу Энгельс предлагает  переработанный материал «Принципов…» преобразовать в Манифест.

По решению Второго конгресса «Союза коммунистов» 29 ноября  –  8 декабря 1847 года Маркс, при помощи Энгельса и подготовил текст «Коммунистического манифеста» как Программы международной организации революционного пролетариата. «Манифест» был закончен Марксом в Бельгии в январе 1948 года, когда Центральный комитет «Союза коммунистов» потребовал прислать рукопись к 1 февраля 1948 года.

Впервые «Манифест коммунистической партии» был анонимно издан в Лондоне на немецком языке 23-страничной брошюрой.  Предисловие «Манифеста» указывало, что он издается на разных языках. Вслед за немецким оригиналом вскоре вышли переводы на польский, датский, шведский, а в 1850 году – и на английский язык.

Начавшиеся по все Европе революции в 1948 году обеспечили  идеальный момент  для публикации этого революционного документа, однако с ним могло ознакомиться  незначительное  количество людей, и особенного влияния на те события он не оказал. Единственным исключением был Кельн, где выходившая  значительным тиражом газета Маркса пропагандировала «Коммунистический манифест» и его идеи.

Массовый интерес к Манифесту возник уже в 1870-х годах благодаря деятельности Первого интернационала, Парижской коммуне и судебному процессу против СДПГ, на котором  отрывки из «Манифеста» зачитывались стороной обвинения. Таким образом, по закону стало возможным легально публиковать «Манифест» в  Германии, и в 1872 году Маркс и Энгельс быстро подготовили новое немецкое издание. В общей сложности, лишь за 1871-1873 годы вышло 9 редакций  «Манифеста» на 6 языках. В 1872 году «Манифест коммунистической партии» вышел  первым изданием  в Соединенных Штатах Америки.

Новые массовые социал-демократические партии распространяли текст «Манифеста» по многим странам.  В предисловии к английскому изданию 1888 года Энгельс отмечал: «…история «Манифеста» в значительной  степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он несомненно является  самым распространенным, наиболее международным произведением всей  социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии».

Первым переводчиком «Манифеста коммунистической партии» на русский язык был соратник и оппонент Маркса с Энгельсом по 1-му Интернационалу, видный теоретик анархизма Михаил Бакунин.  «Манифест» был напечатан в типографии «Колокола» и опубликован в 1869 году в Женеве. Второе издание появилось там же в 1882 году в переводе Георгия Плеханова со специальным предисловием Маркса и Энгельса, в котором они задаются вопросом, может ли русская община стать инструментом перехода к коммунистической форме общего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят западноевропейские общества.

Точных сведений об общем количестве изданий «Манифеста коммунистической партии» нет. Но только в СССР к 1 января 1973 года было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом  24341000 экземпляров на 74 языках.  Новый всплеск интереса к труду Маркса и Энгельса наблюдается  и  в  21 веке.

В  Манифесте коммунистической партии с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое  миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее  и глубокое учение о развитии, теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового коммунистического общества.  (В.И. Ленин).

                                                                                              С. Городов

 

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*