НАВЕКИ В СТРОЮ, НАВЕКИ В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ (О подвиге Николая Гастелло)

В ряду легендарных героев Великой Отечественной войны достойное место занимает летчик, капитан Гастелло Николай Францевич, член партии большевиков с 1928 года.

         Николай Францевич Гастелло родился 24 апреля (по новому стилю 6 мая) 1907 г. в Москве. Отец его Франц Павлович был родом из белорусского села Плужыны, а фамилия его первоначально звучала как Гастылло. В 1900 г. он покинул родную деревню и отправился в поисках работы в Москву, где и остался. В Москве его фамилию переименовали в Гастелло. Франц Павлович работал рабочим-литейщиком на железной дороге. В Москве он встретился с будущей супругой Анастасией Семеновной Кутузовой, работавшей швеёй.

         Николай стал первенцем в семействе Гастелло, а в 1913 году родился его брат Виктор. Семья жила в районе Богородское в двухэтажном бараке. В 1915- 1918 гг. Николай учился в Сокольническом городском мужском училище имени Пушкина. Голод 1918 г. стал причиной эвакуации Николая с другими школьниками в Приволжье, где он провел год. Вернувшись в столицу, он учился в том же училище до 1921 г. Трудовую деятельность начал в 1923 г. учеником столяра.

         В 1924 г. семья Гастелло переехала в Муром. В Муроме Николай и его отец устроились работать на завод «Муромтепловоз». Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в городской школе №33. В 1928 г. он  вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 году семья вернулась в столицу, где Николай стал работать на машиностроительном заводе.

         В 1932 г. Николая призвали в ряды Красной Армии. После обучения в Луганской школе военных лётчиков он в в конце 1933 г. был направлен в авиационную бригаду, местом дислокации которой являлся Ростов-на-Дону. За пять лет службы (с 1933 по 1938 год) он с должности второго пилота бомбардировщика вырос до командира корабля, самостоятельно управляющего самолетом. С 1938 он служил в первой тяжелобомбардировочной авиационной бригаде, где спустя полтора года занял должность командира первичного тактического подразделения, а еще через год – замкомандира эскадрильи.

         В 1939 г. Гастелло участвовал в военном конфликте на границе СССР и Монгольской Народной Республики с Японией. Второй войной на счету Николая Францевича стала Советско-Финская в 1939-1940 гг. В июне 1940-го летчик участвовал в Бессарабской операции, в результате которой Бессарабия и Северная Буковина вошли в состав Советского Союза.

         Осенью 1940 г. место дислокации части, где служил Гастелло, переместили в Псковскую область, а затем под Смоленск, где он получил звание капитана. Весной 1941 г., накануне нападения Германии на Советский Союз, Николай прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик ДБ 3ф.

         В свободное от службы время Николай занимался спортом, особенно любил футбол и лыжи и прыгал с парашютом.

         Свой первый подвиг после начала Великой Отечественной войны Николай Гастелло совершил уже 24 июня 1941 г., когда с помощью стрелковой турели находившегося на аэродроме самолёта сбил фашистский бомбардировщик.

         26 июня 1941 г. поднялся в воздух самолёт ДБ-3ф, на борту которого находился экипаж в составе четырех человек: самого Гастелло, лейтенантов Бурденюка и Скоробогатого и старшего сержанта Калинина. Экипаж машины получил задание нанести авиаудар по колонне немецкой военной техники, которая двигалась по дороге Молодечно — Радошковичи .В операции участвовал также самолёт, экипажем которого командовал Ф. Воробьев, а штурманом был А. Рыбас.

         В процессе выполнения операции немецкие средства ПВО открыли огонь по советским бомбардировщикам, в результате чего самолет Гастелло был подбит и произошло его возгорание. Имея возможность спастись путём катапультирования, Гастелло принял решение идти на таран. Горящий самолет врезался в колонну вражеской техники. В результате все члены экипажа героически погибли. В тот же день командир второго самолёта Воробьев, совместно с Рыбасом подали рапорт, где описали обстоятельства гибели Николая Францевича Гастелло. На основании этого рапорта командованием полка было оформлено представление к присвоению ему посмертно звание Героя Советского Союза.

         Спустя неделю после гибели Гастелло информация о нем появилась в сообщении Совинформбюро, а еще через пять дней вышла заметка в газете «Правда». 26 июля 1941 г. Николаю Францевичу Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно за совершенный им огненный таран. Имя Н.Ф. Гастелло было навечно занесено в списки авиаполка. Члены экипажа: штурман лейтенант Бурденюк А.А., по национальности украинец, верхний стрелок- радист старший сержант Калинин А.А., по национальности ненец и люковый стрелок Скоробогатый Г.Н., по национальности русский были впоследствии посмертно награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.

         С тех пор обо всех летчиках, совершавших таран наземных войск противника в годы Великой Отечественной войны, говорили, что они повторили подвиг Гастелло.

         Долгое время считалось, что  именно экипаж Н.Ф. Гастелло, был первым, который 26 июня 1941 г. направил свою горящую машину на скопление вражеской техники, а общее количество таких подвигов за время Великой Отечественной войны оценивалось от «около 60» до 104. Однако дальнейшие поиски показали, что у гастелловцев были предшественники и первые такие подвиги имели место уже 22 июня 1941 г. А по состоянию на 1994-й год общее количество таких подвигов уже оценивалось цифрой свыше 500, из них 286 экипажами штурмовиков, 119 – бомбардировщиков и 98 – лётчиками- истребителями. К тому времени стало также известно о примерно 30 таких подвигах, совершённых только на территории БССР.

         Вот так, не щадя своей жизни, сражались с врагом те, кого в своё время по праву называли сталинскими соколами.

         В советское время именем Николая Францевича был назван ряд населенных пунктов и географических объектов на территории СССР, на основе подвига Гастелло написаны литературные произведения и сняты фильмы.

         На школе № 370 Сокольнического района г. Москвы (ныне – гимназия) , где учился Н.Ф. Гастелло, установлена мемориальная доска. На территории СССР были установлены 13 памятников Гастелло. Его именем был назван ряд колхозов и совхозов на территории БССР, Казахской ССР и в Забайкалье РСФСР, шахта №30 в г. Кизел, теплоход на Волге, фабрика и улица в Минске.

         В 90-х годах, в рамках развёрнутой кампании по дегероизации советского периода, получил достаточно широкое распространение ряд версий, направленных на отрицание подвига Гастелло и его экипажа. Причём по каждой из них к настоящему времени имеется достаточно аргументированный критический анализ.

         И сегодня Николай Францевич Гастелло остается героем, огненный таран – его подвигом, а герои, совершившие такие подвиги, зовутся гастелловцами.

                            Станислав Градов

                            г. Минск

                                               Литература

         1. Беларуская  Савецкая Энцыклапедыя, т. 3 , Минск, 1971, с. 377

         2. Навечно в сердце народном.Минск, изд-во «Белорусская Советская Энциклопедия», 1984, с.113

         3. Гастелло, Николай Францевич– Википедия

         4. Неверов А. Николай Гастелло .https://24smi.org/celebrity/28072-nikolai-gastello.html

         5. Долготович Б.Д. Беларусь в годы Великой Отечественной войны.Минск. «Полымя», 1994, сс . 85-89

         6. Крутов А. Антисоветская сага Михаила Нордштейна. Интернет-ресурс «Общественное мнение»  https://om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/14-july-2016-i38522-antisovetskaya-saga-mixaila-no

В своё время достаточно широкую известность

в республике приобрело стихотворение

М.Танка « Гастэла», написанное в 1942 году

 и посвящённое подвигу отважного лётчика,

 которое приводится ниже.

         ГАСТЭЛА

Ты ляцеў над краінай бацькоў.
Пасівеўшыя замкаў вежы,
стрэхі хат, даль блакітных палёў
і, як жнеі, бярозы на межах…

Самалёт, быццам чайка зарой,
пранасіўся над хвалямі жыта,
будзіў нетры плужанскіх бароў,
легендарнае возера Світазь.

I нішто не казала аб тым, —
у той дзень і спакойны і ясны, —
што засцеліць зямлю гэту дым,
што ў крыві хутка сонца пагасне,

і што прыдзецца нам, капітан,
скрыжаваць з лютым ворагам зброю,
што краіна бацькоў можа стаць
хутка помнікам славы герою…

Гул мацнее, расце над зямлёй.
Дбайна сочым за кожным палётам.
Можа, над паласой франтавой,
крылле ўбачым твайго самалёта?

He відаць… Толькі яркім агнём
небасхіл азарыўся пагасшы.
I на захад звяно за звяном
пралятаюць знішчальнікі нашы.

Пралятаюць яны штурмаваць,
зніштажаць лютых ворагаў смела,
і ў агні, ў кожнай бітве шукаць
самалёт капітана Гастэла.

  •           1942

02000},{\”custom_display_name\”:\”PRC Envelope #2\”,\”height_microns\”:176000,\”name\”:\”PRC_2\”,\”vendor_id\”:\”97\”,\”width_microns\”:102000},{\”custom_display_name\”:\”PRC Envelope #4\”,\”height_microns\”:208000,\”name\”:\”PRC_4\”,\”vendor_id\”:\”99\”,\”width_microns\”:110000},{\”custom_display_name\”:\”PRC Envelope #6\”,\”height_microns\”:230000,\”name\”:\”PRC_6\”,\”vendor_id\”:\”101\”,\”width_microns\”:120000},{\”custom_display_name\”:\”PRC Envelope #7\”,\”height_microns\”:230000,\”name\”:\”PRC_7\”,\”vendor_id\”:\”102\”,\”width_microns\”:160000},{\”custom_display_name\”:\”PRC Envelope #8\d

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*