Нужна ли миру гарантированная безопасность?

Пришло время поговорить о безопасности, как таковой, ибо складывающаяся обстановка вокруг Беларуси, России и, в целом, в мире не должна оставлять человека равнодушным. В противном случае  то, к чему человек «прикипел» душой и телом, то, что способствует его развитию, наконец, то, что с детства было родным и любимым – превратится в «пепел», оставив для потомков только негативный след. Но человек – разумное существо. История развития его мыслительного аппарата подтверждает желание оставить потомкам что-то доброе в наследство. Как же сделать так, чтобы в жизни было в значительной мере больше добра, чем зла?

Жизнь давно разработала такой понятийный аппарат, как «Безопасность». И, поскольку мы живем в мире, где соседствуют  и, по существу, борются две непримиримые идеологии – буржуазная и коммунистическая, безопасность приобретает все большее значение. В наших условиях, когда Россия и Беларусь продолжают строить Союзное государство,  и в этом строительстве уже достигли определенных результатов,  необходимо  разработать концепцию «Наднациональная безопасность», которая объединила бы и в правовом отношении узаконила национальные и государственные формы безопасности, в целом военные доктрины России и Беларуси в единую форму, где  дифференцированное отношение к ним, приобретет особую значимость. Более того, должен обратить внимание читателя, что это строительство вызывает у западных стран злобную реакцию, которая стала выражаться  усилением напряженности в отношениях, попыткой осуществить «цветную революцию» в Беларуси, Казахстане использованием различного рода санкций, продвижением воинских формирований к границам Союзного государства. Уже Прибалтика, Польша, Румыния наводнены войсками НАТО, в составе которых преобладают американские воинские контингенты. Пока сопротивляется только Болгария. Но и та предоставляет натовскому флоту свои черноморские порты.

Все это, в конечном счете, и потребовало от союзников (России и Беларуси) уделить особое внимание  безопасности своих государств. Обновлена военная доктрина Союзного государства. Заключены ряд локальных договоров военного характера, в том числе на функционирование на территории РБ станции предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и мощной радиостанции для связи с АПЛ  (атомными подводными лодками). В области противовоздушной обороны создано единое командование и организовано  боевое дежурство сил и средств по единым боевым документам. Уделено серьезное внимание подготовке военных кадров, техническому и тыловому обеспечению войск.

Более того, российская дипломатия разработала  два проекта договоров по гарантиям безопасности.  (Так называемые декабрьские послания США и НАТО). Разумеется, разговор пойдет, главным образом, с акцентом на Россию. Однако  это не значит, что Беларусь будет в стороне. Нет!

Являясь составной частью формирующегося Союзного государства, Беларусь, в той или иной мере не только будет фигурировать в этом материале, но и действовать на практике согласовано с Россией.  И так –  почему же возникла  необходимость России столь мощно заявить требования о гарантиях  на собственную безопасность, прежде всего? (Думаю, под своей безопасностью Россия подразумевает безопасность для всего мира) …

…Проведем небольшой экскурс в недалекую историю. Процесс холодной войны в 60-90 годы прошлого столетия  между Советским Союзом и западными странами (прежде всего США и НАТО) находился в стадии затянувшегося  продолжения. Но в  политических кругах Запада зрели слегка видимые попытки разобраться со сложившейся ситуацией между странами  в международном сообществе и, прежде всего, в европейском. Этому предшествовала наступательная политика СССР в борьбе за сохранение мира на земле, в том числе с помощью такой меры как испытание в 1961 году термоядерной Царь-бомбы мощностью в 50 с лишним мегатонн на Новой земле, которая спасла мир от новой войны.  (США водородную бомбу мощностью в 15 мегатонн испытали еще в 1954 году.  А приоритет в испытании термоядерного заряда принадлежит Советскому Союзу, который испытал такую бомбу на год раньше, чем США). 

В результате длительных переговоров в августе 1963 года в Москве представители США, СССР и Великобритании подписали договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в космосе, под водой  и на поверхности земли).

            В 1972 году  подписан Договор с США по ПРО (противоракетная оборона).  В этом же году  мир узнал о Договоре между СССР и США под названием ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений), который ограничивал количество ракет и пусковых установок. Полагаю, началу  этому процессу поспособствовала и Франция. Именно Франция решительным маневром в 1965 году заменила в Штатах «долларовые бумажки» на золото, а в 1966 году – вышла из военной организации блока НАТО. Более того, в этом же году Президент Франции Шарль де Голль посетил Советский Союз с дружественным визитом, который продолжил  разрядку напряженности между Западом и Востоком.  Следует также считать  СССР и Францию  инициаторами созыва совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое  состоялось в Хельсинки в августе месяце 1975 года. В чем главный политический  лейтмотив итогов Совещания?

Совещание в Заключительном Акте, который подписали 35 стран-участниц  (33 – европейские страны; и США с Канадой),  заявило: «Подтверждаем свою приверженность миру, безопасности и справедливости и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества. Признавая, что эта приверженность, отражает интересы и чаяния народов, воплощает для каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате опыта прошлого. Подтверждая в соответствии с их членством в ООН и в соответствие с целями и принципами ООН, свою полную и активную поддержку ООН к повышению её роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами.  Выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены и которые находятся в соответствии с Уставом ООН, а также свою общую волю действовать, с применением этих принципов в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность,  и которыми они будут руководствоваться во взаимоотношениях».

  1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.
  2. Неприменение силы или угрозы силой.
  3. Нерушимость границ.
  4. Территориальная целостность государств.
  5. Мирное урегулирование споров.
  6. Невмешательство во внутренние дела.
  7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.
  8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.
  9. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
  10. Сотрудничество между государствами.

Как видим, и в преамбуле Акта самого Совещания, и в  содержании принципов,  изложенных в Заключительном документе Хельсинского саммита,   практически отражены основные направления жизни и сотрудничества  государств в международном сообществе. То есть, те направления, которые должны существовать в цивилизованном мире.

Каким был путь, и что происходило в процессе «движения» к этому совещанию?  (Наиболее действенные меры изложены выше, но не все…) Каким стал мир после Хельсинского совещания, и что необходимо предпринять в дальнейшем? Рассмотрим последовательно ниже…

…Завершившаяся Вторая Мировая война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего,  гигантски усилились Соединенные штаты Америки в экономическом, военном и политическом отношениях. Этому государству принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели мощную армию, превратились в лидера Западного мира.  Казалось бы, коалиция стран, принимавшая участие в разгроме нацистской Германии,  приобретя  неоценимый опыт, обязана использовать его  в интересах спасенных народов от фашизма и предотвращения новых войн в будущем. Опыт действительно приобретен, однако он не был взят на «вооружение» Западом и, прежде всего,  Соединенными Штатами Америки, которые в 1945 году создали атомную бомбу, и в этом же году в августе месяце применили её в японских городах Хиросима и Нагасаки. (Всего с 1945 года по 1992 год США провели 1054 ядерных испытаний, в том числе 216 атмосферных).

Уже этот факт и содержание выступления У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 года стали фактическим доказательством взятого Западом курса на эскалацию международной напряженности в мире. Именно это выступление положило начало «холодной войне» Запада с СССР и другими странами социалистического содружества. Именно с этого момента Советскому Союзу, прежде всего, пришлось вновь вступить в борьбу с «новым противником» – коалиционным Западом.

Говоря о Черчилле и его «лисьем» выступлении в Фултоне, где он, с одной стороны, рассуждал «об обеспечении прочного мира в Европе»,- считая это важнейшей миссией коалиции западных государств, которую, по его словам, следует оперативно образовать. А с другой, – приведу отрывок из его выступления. «…И если Советское правительство попытается, вопреки желанию Запада, построить в своей оккупационной зоне прокоммунистическую Германию, то это приведет к возникновению в западных зонах новых и очень серьезных проблем… Мы видим сегодня не ту демократическую Европу, ради построения которой  сражались в войне. И это не та Европа, которая может стать гарантом прочного мира».  Назвав восточные народы варварами, он открыто заявил, что доминирующую стратегию в борьбе с ними (разумеется, он в первую очередь под варварами, подразумевал Советский Союз) будет играть «светоч демократии» США. Таким образом, только что,  выйдя из многолетней кровопролитной войны, СССР стал перед необходимостью решать проблему – как не допустить новою, на этот раз, с применением ядерного оружия, войну.

В ответ на образование военно-политического блока НАТО (1949г.), по инициативе СССР в составе стран восточной Европы образуется международная организация под названием СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). И только спустя 6 лет страны социалистического содружества образуют военно-политический Союз «Варшавский Договор».  Как видим, Советский Союз не торопился адекватно отвечать Западу, в надежде рассчитывая на здравый политический смысл.

Истории известен интересный  факт. В 1954 году СССР подал заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена. Почему? Потому что НАТО с первых дней своего образования было ориентировано на противодействие СССР,  другим странам социалистического содружества и, в последствие, его военно-политическому Союзу – Варшавскому Договору.

Реагируя на западные видимые и невидимые угрозы, Советский Союз, тем не менее, действует не спеша, проявляя терпеливую выдержку и не всегда адекватно предпринимает ответные меры, при этом советская дипломатия продолжает  свою активную наступательную политику.

1968 год, 1 июля подписан многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). За истекший период этот Договор подписали 170 государств и удалось уменьшить количество ядерных зарядов в мире с 55 тыс. до 22 тыс.

1972 год. По инициативе Советского Союза образуется объединение государств для решения вопросов Европейской безопасности под    названием – СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), которое в 1994 году преобразовано в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).  В ОБСЕ сейчас входит в качестве постоянных членов – 57 государств и 11 – в качестве партнеров.

1979 год. СССР  «продавливает» подписание с американцами Договор ОСВ-2 (ограничение стратегических вооружений), который сокращает количество пусковых установок и вводит ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

1984 год. По инициативе Белорусской советской социалистической республики (БССР)  Организация Объединенных Наций принимает резолюцию «О запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения».

1987 год. Заключается  Договор «О ликвидации РСМД (ракет средней и меньшей дальности)». Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений. К июню 1991 года СССР его выполнил. Он уничтожил 1846 ракетных комплексов, а США – 846.

Набирающий «обороты» в своей деятельности СБСЕ, на очередном заседании глав государств и правительств в декабре 1990 года в Париже, принимает, так называемую «Парижскую Хартию».

         На совещании была достигнута договоренность о масштабном

сокращении вооруженных сил ОВД (Организация Варшавского Договора) и НАТО. В хартии подтверждалась верность участников Совещания 10 принципам  Заключительного Акта, принятого в Хельсинки в 1975 году. Совещание в Париже  стало первой  международной встречей после Хельсинского совещания. В Париже была намечена программа международного сотрудничества, показана приверженность стран-участниц к демократии, основанной на уважении прав человека и обеспечении всеобщего процветания при гарантированной экономической свободы и социальной справедливости.  

1991 год. Советский Союз и Соединенные Штаты Америки подписывают договор «Об ограничении стратегических наступательных вооружений» (СНВ-1). И к декабрю 2001 года объявляют миру о выполнении его требований. (У РФ осталось 1136 стратегических носителей и 5518 боезарядов, а в США – соответственно, 1237 и 5948).  Это была последняя миролюбивая акция Советского Союза, который с этого года перестал существовать. Но правопреемником СССР стала выступать Российская Федерация. 

1992 год. Заключен договор «По открытому небу» (ДОН). Это многосторонний международный договор, разрешающий  свободные полеты невооруженных разведывательных аппаратов в воздушном пространстве. В связи с выходом США из него в одностороннем порядке в 2020 году, Россия денонсировала его в 2021 году.

1993 год. Подписан договор СНВ-2. Он предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года до 3500 единиц у каждой из сторон. Однако  договор в силу не вступил, так как в ответ на выход США из договора  по ПРО,  РФ вышла из СНВ-2, но настояла  на подписании Договора в Москве в 2002 году «О сокращении стратегических наступательных потенциалов» (СНП), который ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве до 1700 -2200 у каждой из сторон.

1996 год. Российская Федерация в числе первых поддерживает инициативу Организации Объединенных Наций и подписывает многосторонний договор «О всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» (ДВЗЯИ).

Чуть позже по инициативе Республики Беларусь в ООН обсудили и приняли соответствующие резолюции по вопросам:

  1. Выдача и наказание военных преступников;
  2. Неприменение срока давности к военным преступлениям и

преступлениям против человечества.

Параллельно мерам, предпринимаемым в отношении сокращения стратегических наступательных вооружений, дипломатия Советского Союза и других стран социалистического содружества, а затем Российской Федерации и Республики Беларусь, выходит с рядом инициатив по сокращению или уничтожению обычных видов вооружений.

Особое внимание уделено конкретным видам вооружений. (По этому поводу принята специальная конвенция). Кроме того, заключены и подписаны:  Договор об ограничении численности войск в Европе, Договор о запрещении противопехотных мин, Договор о биологическом и токсинном оружии, Конвенция о химическом оружии,  и по ряду других направлений, обеспечивающих разрядку международной напряженности.

Усилия Советского Союза, а затем  Российской Федерации  и других прогрессивных сил мира положили начало окончанию противостояния в Европе. Однако, не смотря на относительную стабилизацию международной обстановки, по всему чувствовалось, что Запад и, прежде всего США,  ищут повод, который дал бы возможность изменить ситуацию в свою пользу.

С распадом Советского Союза, ликвидацией ОВД и с приходом к власти в России либералов во главе  Ельциным Б.Н., у Северо-Атлантического блока оказались «развязанными руки». Блок НАТО, с согласия политического руководства альянса, решил в 1991 году принять участие в операции «Буря в пустыне» на стороне Кувейта против Ирака. В 1995 году без согласия Совета Безопасности ООН развязал войну с Югославией. А в 2001 году вошел в Афганистан, где под руководством Соединенных Штатов насаждали афганскому народу западную «демократию» с помощью  оружия в течение 20 лет. После чего с позором  американцы вынуждены бежать из Афганистана так и не достигнув поставленной цели. В итоге эти войны породили потоки беженцев в поисках лучшей жизни.

Еще страшнее случились последствия с Ливийской Джамахирией. Являясь самым богатым в социальном обеспечении населения на африканском континенте, Ливия была разгромлена в 2011 году, а ее лидер революции полковник Каддафи был растерзан и зверски убит лишь только за то, что проводил самостоятельную политику, причем в интересах ливийского народа. Главным участником разгрома вновь выступили Соединенные Штаты Америки и ряд других западных стран. Процветающая республика при Каддафи, сегодня превратилась в разрозненные «княжества», территории которых нещадно эксплуатируются западным капиталом, в том числе и американским, выкачивая из недр Ливии баснословные деньги.

Между тем Запад не забывает реализацию своей политики в отношении Российской федерации. По-прежнему его невидимая рука использует свои «щупальцы» для подготовки 5-х колонн в России, в Украине и Беларуси. Особое внимание в 20-е годы текущего столетия США и Евросоюз уделяют Украине, где с помощью ЦРУ и других западных спецслужб идет подготовка евро настроенной националистической части украинского населения к протестным акциям.

Основными требованиями протестующих являются:  требование на осуществление евро интеграции; отставка кабинета министров; перевыборы Президента и Верховной Рады.                                                                                       

В третьей декаде февраля 2014 года Президент Янукович пошел протестующим навстречу. Он заключил с оппозицией соглашение, в котором главными пунктами являются: об урегулировании политического кризиса; возврат к Конституции 2004 года, т.е., восстановление парламентско-президентской республики; проведение досрочных  выборов Президента до конца 2014 года; формирование правительства национального доверия. Пока Янукович находился на востоке Украины, продолжавшиеся протестные акции переросли, по существу, в вооруженное восстание под руководством националистического «Правого сектора». В результате произошли вооруженные столкновения сил правопорядка с боевиками «Правого сектора» и пробандеровски настроенной части населения  украинской столицы, в ходе которых погибли люди с обеих сторон, а власть перешла в руки евро настроенных украинских националистических сил. Турчинов избран спикером Рады, а Рада  отстранила В. Януковича от власти. Практически этой акцией в Украине осуществлен государственный переворот. Этот государственный переворот в Украине был поддержан представителем Министерства иностранных дел раздачей пончиков  на «майдане». Подобный жест  лишний раз подтверждает, с одной стороны, радость свершившегося, а с другой – активное участие американцев в подготовке этой антиправовой, антигосударственной, антинародной   акции.

В это самое время в Крыму и на Донбассе население не приняло новое руководство страны. На проведенном 16 марта 2014 года референдуме в Крыму более 90% проголосовавших высказались за воссоединение с Россией.  А жители Донецкой и Луганской областей 11 мая на своих референдумах высказались за образование на своих территориях независимых Народных республик.

Два эти события вызвали у США и ЕС не прикрытую злобную реакцию в адрес России, которая вот уже почти 8 лет сопровождается продвижением натовских войск к границам Российской Федерации и Беларуси, как составной части Союзного государства, наращиванием числа различного рода     санкций под вымышленным предлогом об агрессивных намерениях России. Такой вывод на Западе сделали особенно после того, как Крым перешел под юрисдикцию России и стал двумя субъектами её федерации (Республика Крым и г. Севастополь). Не сбылась «розовая» мечта американцев сделать Крым своим 51 штатом…

…Привыкнув свысока относится к остальному миру, Штаты серьезно встревожились, когда Россия устами Президента В.В. Путина в 2018 году заявила о производстве и испытании новых видов оружия и вооружений, аналогов которым в мире не было  (Ударные системы – «Калибр», «Циркон», «Авангард», «Посейдон», «Сармат», «Пересвет», «Кинжал»,  «Буревестник» . Как неоднократно писалось в иностранных средствах  массовой информации, это «заставило воинственных американских адмиралов вздрогнуть». Оказалось, что «неуязвимый» американский флот, в том числе американская гордость – авианосцы, оказался под прицелом российских «Калибров» и «Цирконов».

Аналитики утверждают. Одной ракеты «Циркон» достаточно, чтобы уничтожить один американский  эскадренный миноносец. Более того, весь мир уже стал свидетелем, когда Россия из акватории Каспийского моря нанесла прицельный  удар ракетами «Калибр» по  военным базам «игил» в Сирии.

Вот в такой международной обстановке, с целью предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности между Западом и, прежде всего, Россией и предупредить развязывание третьей мировой войны Российская дипломатия и выступила с конкретными предложениями к США и Северо-Атлантическому альянсу (НАТО) в виде проектов Договоров.

Что же Российская Федерация предложила Вашингтону?

В проекте Договора Россия во вводной части предложила закрепить принцип невозможности развязывания ядерной войны. И далее проект Договора в изложении выглядит следующим образом:

  1. Москва предлагает США согласиться с тем, чтобы действовать на

основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга, для чего предлагает взять взаимные обязательства не предпринимать действий и не проводить мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны.

  • Стороны не должны использовать территорию других государств в

целях подготовки или осуществления вооруженного нападения на Россию или США.

  • США должны принять обязательства исключить дальнейшее

расширение НАТО в восточном направлении, отказаться  от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР. Это требование касается, прежде всего, Украины и Грузии, которые постоянно говорят о стремлении стать членами альянса.

  • США не должны создавать военные базы на территории государств,

ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также использовать их инфраструктуру для ведения любой  военной деятельности, развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

  • Россия также предлагает взаимно отказаться от размещения

вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где  такое развертывание воспринималось бы другой стороной,  как угроза своей национальной безопасности, а также  воздержаться от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов в районах вне национального воздушного пространства и вне  национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории России или США.

  • Москва также считает необходимым исключить и развертывание

ядерного оружия вне национальной территории.

     Северо-Атлантическому блоку Россия предложила заключить соглашение, в котором предлагает вернуться к работе Совета Россия – НАТО, восстановить каналы связи и перестать рассматривать друг друга в качестве противника. Кроме этого в проекте зафиксировано:

  1. Не размещение Россией и странами НАТО своих вооруженных сил и

вооружений на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, которые уже находились на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года.

  • Исключить развертывание ракет средней  и меньшей дальности

наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других участников.

  • Исключить дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение

Украины, а также других государств.

  • Страны НАТО должны отказаться от ведения военной деятельности на

территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.

Как видим, предложения России, изложенные в проектах Договоров по предоставлению гарантированной безопасности касаются не только России и США, но и мощной, экономически развитой Европы. Не будет преувеличением, если сказать – также всего мира.

И процесс, кажется, пошел, как бы сказал один из «классиков» от политики.

Буквально 3 января наступившего 2022 года лидеры  ядерных держав – Российской Федерации, КНР, США, Британии и Франции приняли Заявление о недопущении ядерной войны и снижении стратегических рисков.

«Мы заявляем, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана. Поскольку применение ядерного оружия  имело бы  далеко идущие последствия, мы также подтверждаем, что ядерные вооружения – пока продолжают существовать – должны служить оборонительным целям, сдерживанию агрессии и предотвращению войны. Мы считаем, что дальнейшее распространение таких вооружений должно быть прекращено»…

         10 января т.г. в Женеве на уровне заместителей министров иностранных дел РФ и США начались переговоры по Российским предложениям о выработке гарантированной безопасности.  Такие же переговоры начнутся 12 января между представителями НАТО и РФ.

         Мир в ожидании – будет ли достигнута договоренность о предоставлении ему гарантированной   безопасности!?

                                                  Полковник в отставке  С. Окружко

Литература:

– Конституция РФ.

– Закон РФ «О безопасности»

– Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.

– Выступление В.В. Путина на заседании Совета безопасности РФ. Ноябрь, 2021г.

– Выступление А.Г. Лукашенко на заседании Совета безопасности РБ. Декабрь, 2021г.

– Александров М.В. «О концепции национальной безопасности нашей страны», статья, интернет

– Балуев Д.Г. «Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение», статья, интернет.

– Подборка материалов из статей, размещенных в интернете.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*