Идя навстречу 100-летию создания Советской Армии и Военно-Морского Флота, на базе которых сформированы современные вооруженные силы Республики Беларусь, редакция начинает публикацию отдельных юбилейных материалов.
О военно-патриотическом воспитании белорусской молодежи.
Юноше, обдумывающему свою перспективную жизнь, важно помнить о том, что наряду со множеством различных профессий, существующих в обществе, есть такая, которой он обязательно должен овладеть. Это профессия – Родину защищать. И неважно в каком качестве – то ли в качестве кадрового офицера, предварительно закончив военное училище; или в качестве призывника, достигшего необходимого возраста и призванного на действительную военную службу; или в качестве военнослужащего запаса. В каждом из выше перечисленных отношений к служебной деятельности по защите своей Родины следует помнить: эффективность и качество военной службы будет зависеть от того, насколько заинтересовано общество, государство в целом в неприкосновенности границ.
Из истории Белорусского государства, его народа видно, как на протяжении многих веков ему приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивая право на свое национальное существование. И, в конечном счете, белорусская государственность состоялась. Достижение этого обусловлено тем, что белорусский народ прекрасно осознавал необходимость держать границы на замке.
Каким же образом достигалась цель – держать границы на замке?
Наверное, правильно будет сказать в первую очередь – воспитанием, прежде всего у подрастающего поколения, любви к Родине. А воспитание – это комплексный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования у неё необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В таком процессе используются наиболее действенные меры педагогического влияния на человека. Арсенал их велик. Особое внимание следует уделить традициям и обычаям, связанным с военно-патриотическим воспитанием. И там, где сложились прочные связи у молодежных коллективов с подразделениями силовых структур, там всегда высокая эффективность в формировании надежного защитника Отечества.
Здесь очень важно помнить, что военно-патриотическое воспитание не может вестись от случая к случаю. Местные органы власти должны принимать участие не только в материальном обеспечении допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в клубной, музейной работе, военно-спортивных играх, но и в мероприятиях идейно-политического характера. Имеет высокую действенность участие руководителей с учащейся молодежью, молодыми трудящимися и в воинских коллективах. А еще лучше, если такие встречи руководители организуют комплексно, приглашая на них гражданскую молодежь и военнослужащих срочной службы с участием в них заслуженных ветеранов, на которых отдается дань уважения не только ветеранам, но и первым самостоятельным позитивным шагам нашей молодежи. Оправдали себя и такие формы работы, как уроки мужества, пропаганда опыта преемственности поколений, лучших традиций в регионе; осуществление передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям. А если еще и посоветоваться с молодежью, то её пытливый ум «изобретет» массу других, не менее значимых форм работы. Надо только понять целесообразность и захотеть реализовать эту целесообразность.
Особую роль в военно-патриотическом воспитании следует отвести семье и системе образования.
В последнее время сложилась определенная, научно обоснованная система военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Его содержание отвечает в целом требованию систематического формирования у молодых граждан Беларуси морально-нравственных, психологических и физических качеств, чувства ответственности перед обществом, политических знаний и высокой гражданской культуры. Определенное внимание в этом процессе необходимо уделить вооружению молодежи знаниями истории своего государства. Эти знания должны базироваться не на конъюктурном и субъективном их освещении, а на научно обоснованном составлении учебников и учебных пособий.
Нельзя ожидать, например, положительного воздействия на воспитание подрастающего поколения, когда в наших учебниках не отражено, что магнаты Радзивиллы, Сапеги, Пацы и т.д. были нещадными эксплуататорами крестьян, а Войнилович никогда не был патриотом Белоруссии. Данные учебники лишены одного из основных методологических принципов, т.е. принципа классового подхода в оценке социальных явлений. Поэтому у учащихся формируется точка зрения, согласно которой магнаты – это прежде всего меценаты искусства, а не эксплуататоры. Этого допускать нельзя. Допуская выше изложенное, мы вредим собственному народу. А это уже антипатриотизм. Вот почему надо, чтобы каждый учебник писал коллектив авторов, обязательно включающий не только ученых, но и лучших учителей средних школ.
Особое место в учебных дисциплинах, формирующих патриотизм и активную гражданскую позицию, следует отвести новому предмету, введенному в общеобразовательный процесс – «История Великой отечественной войны». Мы вправе гордиться ратной доблестью славных сынов и дочерей нашего Отечества и стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно. И считать делом чести тех, кто в воспитательном процессе использует эту память.
В этом отношении следует сказать несколько слов заслуженной благодарности в адрес дирекции средней школы имени Г.К. Жукова, в которой создан не только прекрасный музей выдающемуся советскому полководцу, но и на его базе систематически проводят уроки «Мужества». Школа постоянно посещает линию Сталина, где квалифицированные экскурсоводы рассказывают школьникам о мужестве защитников Родины. Буквально недавно, 21 декабря 2017 года в день 138 годовщины со дня рождения И.В. Сталина состоялось очередное посещение этого героико-патриотического комплекса.
Думаю, будет правильным, если сказать, что администрация комплекса во главе с Александром Михайловичем Метлой делают благое дело, когда открывают ворота перед белорусской молодежью, особенно перед школьниками и, таким образом, вносят свой неоценимый вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего белорусского поколения.
Вооруженным силам Республики Беларусь принадлежит главенствующая роль в патриотическом воспитании молодежи. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом.
За последнее время мир необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности. Поэтому, понимая масштабы и характер этих изменений и, адекватно отвечая на эти вызовы 21 века, военно-патриотическое воспитание белорусской молодежи следует строить с учетом этих вызовов.
Станислав Городов
Наш враг – инерция мышления. Если в будущем рост нашей экономики не в полезных ископаемых, а в интеллекте и знаниях, то необходимо формулировать: Школа + Семья + Производство = УСПЕХ. А «Воспитание и образование – СВЕРХЗАДАЧА всего общества!». Последовательная работа в этом направлении может способствовать созданию молодежного крыла политической партии. Если план на год пашите землю сейте хлеб и всегда будете правы. Если на 10 лет – сажайте сад, деревья. Если ваш план на всю жизнь – воспитывайте детей, молодежь. Еще К.Д. Ушинский определил главную задачу образования, как «приобщение нового поколения к общему делу человечества в вечном стремлении к абсолютному благу».
Приказ Министра образования № 177 от 28.04.2003 года, определяет: «Дзяржаве, як аднаму са спажыуцоу адукацыйных паслуг, неабходны грамадзяне патрыятычна настроеныя, якия умець працаваць на карысцць грамадства, супрацоуничаць и дзейничаць у камандзе, маральна выхаваныя, арыентаваныя на здаровы лад жыцця и каштоунасци сямьи». Возникают вопросы… О патриотизме: нет толкования, методики воспитания? В «Настаунiцкай газеце» 1994 году, И. Сотников, 4 мая поставил вопрос: «Ци патрэбен патрыятызм?» Внятного ответа на него ни он, ни газета так и не дали. На вопрос ведущего о воспитании патриотизма, затруднился с ответом в одной из программ на ТВ экс Министр образования. Почему «у камандзе», а не в коллективе? Корпоративное мышление не способствует единению народа и воспитанию «патриятычна настроеных грамадзян». Мораль понятие классовое, а у нас есть «богатые и бедные». Противоречия в одном приказе! Полагал бы, что весь патриотизм заключается в формировании привычки к труду: умственному, физическому, ратному. Работе над собой, формирование привычек: соблюдения законов и норм морали, здоровом образе жизни и отказе от вредных, профессиональном совершенствовании, заботе о детях, природе…. Возникает контрольный вопрос: «Почему до сегодняшнего дня не только отсутствует традиция развития официального толкования категории «любовь», а вообще отсутствует законодательное определение этой важнейшей концептуальной категории личного и государственного (любовь к родине) сознания по существу?!
Закрадывается подозрение, что чиновников Министерства образования и науки нет видения стратегии развития. Опыт даже отечественных авторитетных педагогов не только не используется, но и не упоминается. Абсолютная бессистемность становиться очевидной все больше и больше. Мы усугубляем свое общее несовершенство, а гнилые цепи корпоративности разъедают души всех. Если представить административную систему, то это конус вершиной на личности министра: реформирование, шестой учебный день, 10 бальная система оценки знаний, Болонский протокол – буря в стакане воды. Устойчивое же состояние системы управления, где в основании такого конуса положено Знание и им владеет общество.
Координатором молодежной политики названо Министерство образования и науки, но координация работы даже с ЦК БРСМ не представлена СМИ не только как сверхзадача, но даже как главная тема. Полагаю, что одной из причин, препятствующих организации системы способствующей успеху в трудовом воспитании является и тот факт, что не работают горизонтальные связи. Вертикальные при очень низком контроле исполнения. Не формируется государственная Программа взаимодействия ветеранов и молодежи (БООВ и БРСМ). Редкий случай, когда ветеранов приглашают в школу.
Две попытки предпринятых 1997 и 2007 г.г по созданию «Координационного центра госучреждений, политических партий и общественных организаций по патриотическому воспитанию молодежи» успехом не увенчались. ТВ вяло и робко представляет работу в этом направлении. Несколько минут новостей и актеры, спортсмены, чиновники… приготовление закусок и как опохмелятся. Весь день по всем каналам и преступления и наказания на «кровавом» фоне. Глубокая аналитическая работа по качеству информации СМИ не представлена обществу…