25 марта 2018 г. исполняется 100 лет с того дня, когда на оккупированной территории нашей республики войсками кайзера Вильгельма Рада Белорусской Народной Республики (БНР) издала 3-ю Уставную грамоту, в которой заявляла о государственной независимости БНР. Эта дата рассматривается «нацыянальна –свядомыми» как «Дзень Волi», заслуживающий того, чтобы стать в нашей республике государственным праздником, который должен всенародно отмечаться под бело-красно-белыми флагами и знаком Погони. В газетах и на сайтах своего направления по этому поводу они публикуют немало материалов, прославляющих как сам этот акт, так и связанную с ним символику как выражающие интересы и извечные чаяния белорусского народа. На 25 марта в Минске ими намечено проведение большого концерта около театра оперы и балета. Как сообщает газета «Народная воля « в номере за 6 марта, параллельно с концертом будут действовать площадки «Вулiца БНР» с зонами активности, «Ежа БНР» с пунктами питания, «Кiрмаш БНР” с сувенирами и детская площадка “Дзеткi БНР”. Во время праздника планируется розыгрыш призов от спонсоров.
Таким образом, налицо их стремление представить БНР как важейший момент в белорусской истории. А заодно и в очередной раз попытаться внушить людям, что именно символика БНР и является истинной символикой белорусского народа.
Чем же знаменита 3-я Уставная грамота Рады БНР? Если в прежних доку-ментах, принимавшихся белорусским национальным движением, речь шла об автономии Белоруссии в составе России, то в первых абзацах 3-й Уставной грамоты провозглашалось, что принимая этот документ, Рада БНР «сбрасывает с родного края последнее ярмо государственной зависимости, которое насильственным путём набросили российские цари на наш свободный и независимый край». Не испытывая какого-либо восторга от того, какой была судьба белорусского, как и других народов, в условиях царского режима, заметим, что составители 3-й Уставной грамоты здесь хитроумно обошли вопрос о судьбе белорусского народа под властью Речи Посполитой, длившейся достаточно долго. И о том, какова была роль польских панов на белорусской земле и после её вхождения в состав России (а они здесь, хотя и грезили о «Польше в границах 1772г.», по-прежнему себя достаточно комфортно чувствовали на шее трудящихся).
И это неудивительно. Обратимся к мемуарам одного из лидеров «местных польских землевладельцев» в Белоруссии, небезызвестного Э. Войниловича. В разделе мемуаров под названием «Автохтоны. Белорусский вопрос» он отмечал, что «Белорусское движение, доброжелательно встреченное польскими помещиками, было возрождено при участии представителей этих же помещиков на последних земских заседаниях в 1917г.». В качестве главного инициатора этого Войнилович называет Смолича, действовавшего под патронатом Р. Скирмунта (и тот и другой находились в числе руководящих деятелей БНР). Правительство Советской России фигурирует в этой грамоте под названием «чужого правительства, подписавшего в Бресте «трактат, «делящий белорусскую землю на две части ». Если учесть дальнейшее признания Войниловича в том, что целью его сторонников было « отделить белорусов от Москвы…», а также, что 25 апреля 1918г. от имени Рады БНР была послана германскому кайзеру Вильгельму телеграмма с благодарностью «за освобождение Белоруссии германским войсками из тяжёлого чужого гнёта, насилия и анархии», что «только под покровительством германского государства видит Рада хорошую долю своей стороны в будущем», следует признать, что вопрос о независимости Белоруссии, как его трактовала Рада БНР, имел достаточно выраженную антироссийскую и прогерманскую направленность.
Несмотря на то, что БНР, как государство, не было признано кайзеровской Германией, лидеры белорусских националистов нашли возможным сотрудничать с германскими оккупантами, в том числе с их руководителем на белорусской территории генералом Фалькенгеймом (как, впрочем, и вышеупомянутые «польские землевладельцы Белоруссии»).
После ликвидации Брестского мира лидеры БНР стали действовать за пределами республики, именуя себя «правительством в изгнании». Действительная же независимость белорусского государства была провозглашена 1 января 1919 года Манифестом Временного Рабоче – Крестьянского Советского правительства Белоруссии. В нём, кстати, было упомянуто о тяжёлом прошлом белорусского народа не только под гнётом царского правительства, но и под господством панской Речи Посполитой. В нём говорилось, что «продажная буржуазная Белорусская Рада с её так называемыми «народными министрами» объявляется вне закона. 3 февраля 1919г. первым Всебелорусским съездом Советов была принята декларация «Об установлении тесной федеративной связи между Советской Белоруссией и РСФСР».
В Советской Белоруссии отношение к Раде БНР и её символике было однозначно негативное, что было вполне заслуженно. Часть деятелей этой структуры объявила о самороспуске, часть продолжала функционировать за рубежом в числе других белоэмигрантских организаций.
«Второе дыхание» сторонники БНР обрели в период гитлеровской оккупации. Под знаками Погони и бело-красно-белым флагом они активно сотрудничали с гитлеровцами. Примеров этому немало. И день 25 марта они возвели в ранг официального праздника. Как и день 22 июня -–день нападения гитлеровской Германии на СССР. И в том, что в республике, по разным оценкам, был уничтожен каждый четвёртый, или каждый третий житель, немалая доля вины лежит на этих «спадарах», приветствовавших друг друга возгласом «Жыве Беларусь!»
Обратимся, например, к такому изданию, как «Беларус на варце», выходившему в оккупированном Минске в 1943-44 г. и предазначенному для лиц, служивших в гитлеровских и коллаборационистских воинских и военизированных формированиях. В № 9 этого издания на 2-й странице помещена фотография демонстрации, состоявшейся 25 марта 1944г. Качество снимка невысокое, но там ясно просматриваются люди в военной форме, оркестр и бело- красно-белые знамёна. На обложке номера 10 этого же издания изображен подъём флага в одном из коллаборационистских гарнизонов. Снимок чёрно-белый, но ясно просматривается триколор с тёмной полосой на белом фоне. В №4 приведен текст песни « Марш арлянятаў» на слова М. Кавыля, где есть такие строки: « Мы – Беларусi вольнай арляняты, iмкнеся ўвысь, у сонечны прасцяг, дзе, як арол магутны i крылаты, шугае бел- чырвона – белы сьцяг»
А вот, что писала издававшаяся в то время в Берлине газета «Ранiца»( номер от 30 апреля 1944г) в статье «Пад свой родны сьцяг» в разделе «Весткi з бацькаўшчыны”.
Описывала, как “на адозву Прэзiдэнта Беларускай Цэнтральнай Рады Р. Астроўскага аб арганiзацыi Беларускае Краёвае Абароны, з радасцю адгукнуўся ўвесь добрасумленны беларускi народ i…лынуў пад свой родны бел-чырвона – белы сьцяг» И что «беларускi народ умее змагацца i поплеч з iншымi народамi адроджанай Эўропы пад правадырствам Вялiканямеччыны…”.
В статье “ Узброеныя вёскi ў Глыбоцкай акрузе” рассказывалось о том, как в торжественной обстановке принимали в одной из таких “узброеных вёсак”гитлеровского окружного комиссара. При этом “усё жыхарства сабралася на пляцы, упрыгожаным беларускiмi сьцягамi”.
О том же писала издавашаяся в оккупированном Минске “ Беларуская газэта”.
Так, в № 38 ( 156) от 23 мая 1943 г. есть статья “ Беларуская моладзь перад эпахiяльным заданнем”, посвящённая поездке делегации “ беларускай моладзi” в “краiну нашых вызвалiцеляў i абаронцаў – нацыянал – сацыялiстычную Нямеччыну” по приглашению “нямецкай моладзi Гiтлера”. В ней выражался восторг по поводу того, что “неяк ажно мiла было падумаць, што так сустракаюць i даглядаюць беларускiх юнакоў, што гэтак шануюць нашу нацыянальную бела – чырвона – белую адзнаку”.
В № 69 ( 169) на 4-й странице в статье “ першы лягер СБМ” говорится, что в этом лагере были “ сьцягi блiзкiя нашаму сэрцу – нямецкi i наш бел- чырвона — белы “. В том же номере на стр. 3 в разделе “Паставы” в статье “ Святкаванне дня 22 чэрвеня на правiнцыi” рассказывается о том, что “дзяржаўнае сьвята Беларусi
22- га чырвеня ( так в тексте) вясёла адгукнулася ў сэрцах жыхароў гораду. Ужо ад рання вецер вецер развiваў бел-чырвона-белыя сьцягi, вывешаныя на дамах i ўрадах”.
Достаточно широкую известность приобрёл фотоснимок, на котором в зале, украшенном свастикой и “Погоней”, глава гитлеровской оккупационной админи-страции Готтберг вручал награды наиболее активным коллаборационистам.
Те, кому довелось пережить гитлеровскую оккупацию, наверняка помнят, как в тот период “ нацыянальна – свядомыя “ усиленно использовали приветствие “Жыве Беларусь” и развешивали портреты “Гiтлера – асвабадзiцеля»
После разгрома гитлеровской Германии “ нацыянальна- свядомыя “ под “бел-чырвона- белым сьцягам” нашли себе новых покровителей и союзников. В начале 50-х годов 20-го века на территорию нашей республики были заброшены подготовленные американской разведкой агенты Филистович, Остриков, Артюшевский, Костюк и Кальницкий. Помимо обычного в таких случаях шпионского снаряжения указанные агенты имели удостоверения, подписанные президентом БНР Миколой Абрамчиком, в которых содержалась просьба к учреждениям “прыязных нам народаў” оказывать указанным лицам всякую посильную помощь. Основная часть текста выполнена латинским шрифтом. Присутствует там и герб «Погоня» и «sp», т.е. в сокращённом виде столь любимое «нацыянальна – свядомыми» слово «спадар».
Вот так обстоит дело с традициями и символикой, которую наши “нацыянальна свядомыя” призывают белорусов, живущих не только на своей, белорусской земле, но и в составе Союзного Государства Белоруссии и России, почтить своим участием в праздновании 100-летия с момента образования БНР, намеченном на 25 марта 2018 года.
К сожалению, в последнее время в выступлениях отдельных представителей как государственных структур, так и общественных организаций, позициони-рующих себя как патриотические, имеют место заявления, свидетельствующие о непонимании ими провокационного характера акций, приуроченных к 25-му марта. В частности, представитель партии «Справедливый мир» Возняк буквально на днях заявил о необходимости совместными силами отметить 100-летие БНР и 100-летие БССР. Иными словами, примирить непримиримое.
Поэтому сегодня необходимо однозначно осудить опасные поползновения прозападной оппозиции, отказаться от участия в её зловещих мероприятиях, в том числе 25 марта, проявлять бдительность и не поддаваться на провокации.
Станислав Градов.
г. Минск
На снимке: глава гитлеровской оккупационной администрации в Белоруссии фон Готтберг вручает медали коллаборационистам под знаками свастики и «Погони».
Празднование 25 марта в оккупированном Минске ( фотография из из печатного органа полиции и Беларускай Краёвай Абароны «Беларус на варце» №9 за 1944г.)
Удостоверение, выданное «Президентом Рады БНР» Абрамчиком американскому разведчику Филистовичу. Основная часть текста выполнена латинским шрифтом. Присутствует там и знак «Погоня» и «sp», т.е. в сокращённом виде столь любимое «нацыянальна – свядомыми» слово «спадар».
Утверждение, что успех в развитии Беларуси зависит от цивилизованной самодеятельности каждого сомнению не подлежит. Если тысячи людей безразличны или творят худые дела, они ослабляют государственный организм. Здесь мы не можем обойтись без отношения к пониманию каждым слова «СВОБОДА».
Пожар в “Зимней вишне” начался не в воскресенье, 25 марта, а еще в 1991 г. Просто многие его только сейчас заметили, когда добились «свободы» …. 25 марта 2018 по официальным данным, огонь унес жизни 64 человек, большинство из которых – дети. Под арестом находятся технический директор и управляющая торговым центром, сотрудники компании, обслуживающей пожарную сигнализацию. Но это похоже переливание из пустого в порожнее. «Корневая система» сохранилась.
«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому.» В «Газете Слонимской» заезжий европеец подтвердил это откровением современного бизнесмена, что если он не имеет 300 процентов прибыли, то он деньги тратить не будет.
Движение “За Свободу” отметило так же 25 марта 100-летия БНР мероприятиями в Витебске, Могилеве, Слуцке, Барановичах и Бресте. Эту инициативу можно сравнить с празднованием 100 него юбилея человека, не родившегося и никак не проявившего себя. И все под лозунгами «За волю, свободу».
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Или наше:
« Бо яднанне — сіла ў свеце,
Хто ж дужэй ад грамады?»
Я. Колас
Заявку на празднование 100-летия БНР подали 25 января представители 13 партий и организаций. «Результатом этого и стало от 30 до 50 тысяч посетителей, большинство из которых пришли на День Воли в первый раз», — считают организаторы. Кто бы ответил, а сколько от каждой партии человек? И где «яднне» с народом?», «Души прекрасные порывы»? Похоже на майдановских бузотеров, а это уже серьезно. Это угроза безопасности в обществе. И в первую очередь детей! Не надо «раскачивать лодку»: в квартирах тепло, хлеб на столе есть. Да, живем не богато. Да, надо развивать успех. Но есть люди, которым всегда мало:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами, — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы…
Убежден, что только лишенные разума, чувств – дикие люди, народы рвутся к независимости, к свободе. Полагаю, что люди, народы культуры, знаний будут стремиться к порядку, законности, традициям. На оккупированной войсками кайзера Вильгельма Рада БНР издала 3-ю Уставную грамоту с заявлением о БНР. Эта дата стать в республике государственным праздником, который должен всенародно отмечаться под бело-красно-белыми флагами и знаком Погони. А детям что? Хромая лошадь и Зимняя вишня.. Капитализм, однако, несет БНР