В порядке дискуссии в связи с обращением Глав православной и католической конфессий Беларуси к Министру здравоохранения Республики Беларусь Василию Жарко с просьбой изъять из обсуждаемого общественностью проекта постановления Министерства здравоохранения «Об утверждении норм медицинской этики и деонтологии» пункта 7, предусматривающего запрет на ношение медицинскими работниками крестиков и другой религиозной символики при исполнении служебных обязанностей и на размещение икон в помещениях государственных учреждений здравоохранения.
Судя по сообщениям прессы и материалам официальных сайтов в интернете, именно с таким посланием к Министру обратился Митрополит Слуцкий и Заславский, патриарший Экзарх всея Беларуси Павел – Глава православной конфессии. Подобное мнение выразил и Глава католической конфессии в республике – Митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
Разумеется, каждый гражданин и каждое юридическое лицо может высказать своё отношение к проекту постановления государственного органа, в том числе иерархи церквей, тем более что данный проект вынесен на всенародное обсуждение. Но при этом, на наш взгляд, следует учитывать интересы всего общества, а не только тех или иных общественных групп.( на этом – точка )
Митрополит Павел ссылается на ст. 33 Конституции, где декларируется, что каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, а потому, дескать, можно медицинскому персоналу носить крестики, чтобы тем самым свободно выражать своё мнение и убеждение. Однако это отнюдь не означает, что данное право можно осуществлять в любых условиях.
Так, находясь на службе, медицинские работники получают заработную плату не за выражение своего мнения и убеждения, а за медицинскую помощь больным, а потому имеют право выражаться насчёт своих религиозных мнений и убеждений в иное, нерабочее время.
Кроме того, ч.2 ст. 16 той же Конституции Республики Беларусь запрещает «деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против… гражданского согласия, либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан… или наносит вред их здоровью (выделить) и нравственности».
О каком согласии с медиками – носителями крестов может иметь, например, атеист, попавший на приём к врачу. Он, страдающий болезнью не меньше больного верующего, тоже имеет право на свободу не лицезреть чуждые его убеждениям символы, тем более в учреждениях здравоохранения светского, каким является Республика Беларусь, а не клерикального государства, На такую свободу он имеет не меньшее право, чем право верующего медицинского работника демонстрировать религиозные символы. Потому и написана ч.2 ст. 16 Конституции Беларуси, чтобы никто, ни верующие, ни атеисты, не нарушали права и свободы друг друга.
Представим себе психологическое состояние пациента атеистического мировоззрения, оказавшегося на хирургическом столе, если он увидит в углу операционной икону, а на груди медицинской сестры крестик и при этом знает, что врачи в силу своей веры будут исходить из постулата, что «всё по воле божьей», а не уповать на свои знания и опыт, а если допустят халатность или преступление против клятвы Гиппократа и действующего законодательства, то в результате покаяний Бог простит принесение ими страданий или даже смерти. Но вышеупомянутые церковные иерархи заботятся о чувствах только верующих своих конфессий, хотя вероучение, которому они должны были бы следовать, предусматривает милосердие для всех «божественных созданий.
И разве данное публичное обращение высших иерархов не есть вполне предсказуемое «противоречие на религиозной почве», не есть зерно, вброшенное ради выращивания социальной розни в почву вопроса о свободе совести?
А разжигание розни, в том числе на религиозной почве, уже прямо противоречит Конституции Республики Беларусь. И объективно содействует дестабилизации общественной жизни в угоду периодически поднимающим голову антинародным элементам внутри страны и за рубежом, тем более в нынешний, благоприятный для них момент социально-экономических трудностей.
В то же время, уважая чувства верующих и мнение признанных ими иерархов, мы полагаем возможным дать п. 7 проекта постановления Минздрава в следующей редакции:
«В лечебных учреждениях медицинским работникам при исполнении своих профессиональных обязанностей запрещается использовать символы и атрибутику, кроме медицинских по прямому назначению».
Такая формулировка учитывала бы и сетования господина Кондрусевича, ссылающегося на то, что проектом постановления не предусмотрено запрещение символов политических партий и усматривающих в этом дискриминацию верующих.
Кроме того мы глубоко убеждены в правоте Минздрава еще и потому, что в лечебных учреждениях, насыщенных сегодня электронной аппаратурой, любое наличие не предусмотренных в том числе и металлических предметов, негативно сказывается на работе этой аппаратуры, что также может отрицательно повлиять на лечение пациента.
Можно было бы предложить, учитывая религиозность значительной части пациентов, оформлять в медицинских учреждениях уголки для тех, кто уповает в лечении не только на медиков, но и на Бога, чтобы они могли вознести молитвы в своё здравие. Однако: религий много и нельзя обижать ни одну, чтобы не было противозаконной дискриминации, но вряд ли найдётся в учреждениях столько уголков, чтобы не обидеть верующих всех официально зарегистрированных конфессий.
В связи с изложенным предлагаем Министерству здравоохранения учесть наше предложение по п. 7 Постановления и аргументы к нему, так как в нём, в отличие от обращения высших иерархов православной и католической церкви, нет деструктивной подоплёки, объективно способной нанести ущерб государственным интересам Республики Беларусь.
Координационный комитет