Время капитализма на исходе. Человечество неизбежно придет к коммунизму.

 

 

Последние годы мы часто слышим, что «…горбачеввская  перестройка знаменовала политический, а уничтожение Советского Союза  –  и административный  крах коммунистической идеологии.  Идеи социальной справедливости стали непристойны в условиях форсированного разграбления наследия советской цивилизации. Ее технологические и образовательные достижения,  захваченные и по-новому использованные Западом, легли   в основу современного информационного общества, продлившего существование капитализма еще на жизнь целого поколения.

Но это короткое время, похоже, заканчивается – и дело далеко не только в экономическом кризисе, подрывающем финансовую архитектуру капитализма. Проблема значительно глубже: с его основами оказываются несовместимы  технологии, на которые он опирается.

На самом деле: главный ресурс современного мира – информация – является общественным по своей природе благом: это единственное благо, которое не только не сокращается, но и, наоборот, возрастает при передаче другим.  При этом информация неотчуждаема: ее невозможно отобрать у того, кто однажды получил (то есть усвоил) её.

А ведь капитализм основан именно на частном владении и отчуждении! Конечно, новое вино информации пытаются удержать в старых мехах частной собственности пресловутыми «правами интеллектуальной собственности», но их вырождение в тривиальный инструмент злоупотребления монопольным положением и тормоз развития уже давно очевидны всем, кроме самых оголтелых лоббистов.

Символическим примером добровольного отказа самих капиталистов от этого права стало снятие патентной защиты с технологий 3D-печати. Изобретенные в конце 80-х годов, они не развивались именно из-за прав интеллектуальной собственности — и лишь отказ от них и всеобщий доступ к технологиям поспособствовали их совершенствованию и обеспечили их широкое распространение (пусть даже их преобразующий эффект и был первоначально преувеличен).

Информационные технологии уже сделали бытом многое из мечтаний классиков марксизма, хотя, разумеется, и по-другому. В развитых и многих неразвитых странах труд перестал быть необходимым для выживания (и всерьез обсуждается введение безусловного дохода, гарантированного для каждого), разница между рабочим и свободным временем стерлась, а между трудом и развлечением стирается стремительно: труд действительно становится все более творческим.

Деньги теряют значение, уступая роль инструмента и критерия успеха все менее отчуждаемым от своих создателей технологиям, которые все меньше продаются и все больше передаются во временное пользование. Значение рынка для общественного развития сокращается, а технологической инфраструктуры растет. Люди чувствуют себя все более свободными в повседневном поведении. То, что вне коллектива это рождает чувства одиночества, брошенности и ненужности — другая тема, как и то, что информационная инфраструктура позволяет жестко (в рамках «алгоритмических обществ») программировать поведение формально свободных людей.

Акционеры глобальных корпораций уже, как правило, не могут управлять своей собственностью: эта функция объективно принадлежит топ-менеджерам. Более того: акционеры в массе своей и не хотят управлять, желая быть, по сути, пенсионерами, а не собственниками, и уничтожая тем самым являющуюся фундаментом капитализма частную собственность, которая просто не существует вне процесса управления. Она отмирает, хотя и совсем не так, как предполагали классики.

Под вопросом оказывается сам фундамент рынка — эквивалентность обмена! Ведь продажа по завышенной в разы цене эмоций, связанных с обладанием «фирменной» вещью, может быть признана эквивалентной весьма условно.

Помимо теоретических проблем с коммунизмом связано единственное морально приемлемое решение экзистенциального вопроса, уже поставленного перед человечеством сверхпроизводительностью информационных технологий.

Для производства материальных и нематериальных благ, потребляемых им, нужно все меньше людей — и миллиарды становятся лишними в прямом смысле слова: они потребляют значительно больше, чем производят.

В рамках традиционного для капитализма стремления к прибыли как цели развития «лишние рты» должны быть уничтожены: само их существование является вопиющей бесхозяйственностью, не имеющим оправдания расточением ресурсов. А истребление «лишних ртов» голодом, болезнями, конфликтами малой интенсивности и планированием семьи, как показывает опыт Африки и арабского мира, не работает: уничтожение людей (с чем столкнулся еще автор прошлого общеевропейского проекта Гитлер) технически оказалось крайне сложно.

При этом наибольший разрыв между потреблением и производством наблюдается не у нищих Африки, живущих на 1,5 доллара в день, а у среднего класса Запада, благополучие которого лежит в основе современных представлений об экономическом и политическом устройстве мира.

Выходом из ситуации видится сегодня конструирование «виртуальной реальности», более насыщенной и интересной, чем обычная, и отправка туда в один конец максимальной части «не вписавшихся в рынок» представителей благополучных западных обществ. Это позволит попутно трансформировать общества в соответствии с представлениями глобального бизнеса: заменить демократию (о допустимости которой лишь на местном уровне прямо заявил в начале своего президентства Макрон) тотальной информационной диктатурой, а рынок — централизованным распределением всех ресурсов, начиная с денег (популярность идеи Сороса о «финансовом госплане» отнюдь не случайна).

Однако пока не решена главная проблема: извлечение прибыли из ушедших в «виртуальную реальность» граждан развитых стран, без чего их утилизация становится коммерчески неэффективной, а значит, нереализуемой в серьезных масштабах.

До того чтобы средний класс согласился со своим уничтожением и превращением в «новых бедных», его надо запугивать — и механизмы этого запугивания опасны для Запада сами по себе.

Истерика вокруг «глобального потепления» лишила права голоса серьезных ученых и сделала ненаказуемым прямой обман так же, как истерика вокруг «русских хакеров» освободила Хиллари Клинтон от ответственности за совершенные преступления. Первое лишило Запад главного преимущества в конкуренции цивилизаций — науки как производительной силы, а второе превратило Россию из верного союзника в противника.

Массовый же завоз молодых мусульман под видом «беженцев» не только вытеснил из массового сознания вопросы благосостояния более комфортными для власти вопросами безопасности, но и ускорил исламизацию Европы.

Единственная альтернатива утилизации огромной части человечества — отказ от капиталистической парадигмы как таковой. Признание того, что человек является чем-то большим, чем инструментом извлечения прибыли из мироздания, переворачивает все восприятие современной ситуации и снимает с повестки дня необходимость массового уничтожения людей.

Если вслед за коммунистами счесть целью существования человека его самосовершенствование — как индивидуальное, так и общественное, — проблема избытка рабочей силы сменится проблемой ее жесточайшей нехватки — в первую очередь в сфере образования и здравоохранения (в том числе в странах, не уничтоживших их под видом «оптимизации»). Ведь чтобы превращать молодежь не в «квалифицированных потребителей» или «эффективных менеджеров», а всесторонне и гармонично развитые личности, нужны значительно большие усилия, требующие не только более высокой квалификации, но и большего числа педагогов.

Однако попытка такого развития, предпринятая советской цивилизацией, разбилась об отсутствие как действенных стимулов (предоставленный себе в условиях минимального комфорта средний человек предпочитает деградировать, а не совершенствоваться), так и универсального, практически применимого критерия совершенствования. Ведь личность в отличие от стремления к прибыли многогранна — и прогресс в одних сферах вполне может сопровождаться деградацией в других.

Не ставя перед собой эти ключевые вопросы, человечество не найдет на них ответов и продолжит привычный путь к прибыли, ведущий в новых условиях к массовому, невиданному даже для Средневековья, уничтожению людей. Если неприемлемость этого будет осознана (что не обязательно: когда население в Германии в ходе 30-летней войны было сокращено втрое, осознания неприемлемости этого не было), сохранившаяся часть человечества сможет воспользоваться объективными технологическими предпосылками коммунизма — если, конечно, технологии не погибнут вместе с людьми.

В конце концов, как отмечал один из выдающихся мыслителей постсоветского пространства Марк Ткачук, люди приходят к коммунизму от безысходности, перепробовав все остальные варианты и убедившись в их неприемлемости. Важно лишь не войти в число погибших по дороге.

В современном мире, как и в исторической России, жить надо долго.

 

 

Капитализм для вора… Социализм для честного человека

Посудите сами, что плохого в Социализме для честного человека?

Идея равенства людей? Запрет на эксплуатацию одними людьми других? Может обширные социальные гарантии?

Бесплатное жильё или копеечные цены на энергоносители? Может быть ужасны доступные всем бесплатные образование и медицина? Телевидение, отфильтрованное от матюков, чернухи и порнухи?

Воспитание детей в уважении к старшим? Запрет проституции и осуждение всяческих человеческих пороков?

Ну ответьте мне внятно на этот вопрос, синьоры антисоветчики! Что же такого плохого в идее Социализма? Что вам не по нутру? Вас убивает отсутствие возможности иметь свой дворец и прислугу, личную яхту с капитаном и командой?

Мы уже двадцать лет живем при капитализме.

Вы имеете свою яхту, дворец и прислугу? Если да, то вы несомненно ВОР и я вполне понимаю ваш антисоветский настрой. Таким как вы в СССР была дорога на Колыму или несколько последних метров по выложенному кафелем коридору.

С ворами тут все предельно ясно. Сейчас для них идеальные условия.

Подлецы  даже не стесняются иметь особняки и тачки превышающие их легальные доходы по стоимости в сотни раз. Никто не придет и не спросит: “Откуда это у тебя? На какие доходы?”.

Но много ли таких? Учитывая воров помельче по типу полицаев из ДПС и наберется не более 5 процентов от всего населения. А сколько сейчас антисоветчиков? Просто огромное множество.

Кто же они такие?

Я думаю, просто отупевшие дебилы, с промытыми до ужаса мозгами.

Идиоты, которым нравится возить на своей шее армию воров.

Ведь даже если учесть все ошибки СССР, то можно говорить о не очень качественном воплощении в некоторых местах идеи Социализма, но как можно отрицать праведность самой идеи?

Жутко, но придурки всячески помогают удержать хомут на своей шее своими же руками! Что движет ими? Типичные мечты для капитализма о том, что если очень хорошо работать, то ярмо можно будет скинуть и надеть на шею такого же несчастного, как сейчас вы? Или просто нравится быть чьей-то прислугой, лакеем, холуём? Нравится прислуживать и с гордостью рассказывать, как ваш хозяин слетал на личном самолете за границу, со своей ожиревшей семьёй, а вы в это время ходили по нужде в его золотой унитаз?

Не знаю, все это как дурной сон.

Людям не захотелось быть НАРОДОМ, им приятней быть РАБАМИ.

Кто они после этого? …

 

Человек начинает «просыпаться» и думать над крылатым выражением классика:

« Что такое хорошо и что такое плохо?!»

 

 

 

Подборку материалов осуществил.                                  Евгений Бобков.

 

 

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*