Евросоюзная политическая экспансия на Восток продолжается. Образовав «Восточное партнерство», Европейский Союз окончательно обнажил свою цель – в очередной раз попытаться нанести удар по евразийским интеграционным процессам. В этих процессах Запад увидел для себя серьезную угрозу, поэтому вслед за навязанной Советскому Союзу Великой Отечественной войны (итоги её нам всем хорошо известны), периодом холодной войны, необузданной гонкой вооружения, сыгравшей не последнюю роль в распаде СССР, осуществляется очередная, пока еще вялотекущая, восьмилетняя акция в форме «Восточного партнерства». О существовании этой акции мы узнаем, как правило, накануне встреч в верхах. Ибо в это время разгораются политические эмоции вокруг элементарных рядовых вопросов, возведенных в ранг «Особо важных» – «Кто приедет?» и «Кто возглавит?» делегации. Разве это важно, если проводимая акция призвана решать серьезные накопившиеся проблемы в Европе? Предположим на минуту, что это действительно так – проблемы есть и их надо общими усилиями решать. Тогда почему не разработана до сих пор система мер доверия между партнерами этого объединения? Почему мы не слышим результаты деятельности экспертных групп, которые в этих условиях должны создаваться? Почему предлагаемые акции не несут в себе открытую нагрузку защиты интересов трудящихся? Ибо результаты их труда обеспечивают деятельность всех государственных сфер! Почему нельзя проще предложить инициативу – «Давайте сядем и обсудим меры по выработке технологии взаимоотношений в Европе и обеспечению в ней безопасности и поступательного улучшения жизни трудящихся масс». И таких «ПОЧЕМУ?» можно обозначить множество.
На завершившемся 24 ноября очередном саммите «Восточного партнерства», на этот раз состоявшийся обмен мнениями его представителей с участием Евросоюза, носил осторожный характер без акцента на обещания, тем более какие-либо гарантии со стороны последнего. Лейтмотивом Декларации, как итогового документа саммита, является общепринятая фраза – «Участники саммита в очередной раз подчеркивают приверженность необходимости укрепления демократии, принципов верховенства Закона, прав человека и основополагающих свобод, а также принципов и норм международного права, которые лежат в основе создания «Восточного партнерства». Однако среди участников саммита, только президент Украины П. Порошенко пытался заполучить какие-нибудь выгоды. Но Евросоюз, памятуя о предстоящих президентских выборах в Украине, не торопился расточать обещания в связи с тем, что, на наш взгляд, ему становится не понятным кто и какие силы придут к власти в Украине и, таким образом, с кем придется иметь дело. А если это так, то такую позицию Евросоюза следует трактовать, как недоверие Порошенко и проводимой им политики в Украине.
Кроме этого, в итоговый документ не были внесены обещания и, тем более, гарантии будущего членства в ЕС из числа представителей Восточного партнерства. Обойдена вниманием попытка Украины сделать Российскую Федерацию страной-агрессором. Не упомянуты Крым и ситуация в Донбассе. Это, как раз, и не может не настораживать.
По этому поводу российские эксперты полагают, что «выверенность» итогового документа все-таки бросает вызов российским интересам в регионе, поскольку «Восточное партнерство» появилось, как польская инициатива.
Не может не обратить на себя внимание еще одно обстоятельство. Если этот саммит не коснулся России, то её союзнику по союзному государству – Беларуси со стороны Европейского Союза уделено определенное внимание – «Беларусь не дотягивает до соответствия европейским демократическим ценностям». Не является ли это со стороны Европейского Союза очередной попыткой вбить клин в отношения между Россией и Беларусью? Или акцент на «белорусскую демократическую несостоятельность» связана с отсутствием на саммите президента Беларуси А.Г. Лукашенко?
Уверены, Беларусь ничего не потеряла от отсутствия на саммите президента Беларуси. Надо же когда-то показать характер Западу, а не только Востоку!
Наконец, не понятно, самостоятельно ли «Восточное партнерство» в своих решениях и, в целом, в практической деятельности? Или, не являясь членом этого партнерства, задающим генератором здесь является Европейский Союз! И если это так, то не следует ждать каких-либо самостоятельных решений и, тем более, практических действий со стороны «Восточного партнерства»…
Между тем, буквально через 10 дней в Минске состоялся плановый саммит стран ОДКБ, в ходе работы которого в деловой атмосфере обсужден целый комплекс вопросов касающихся, прежде всего, собственной безопасности. И, что очень примечательно, в отличие от «Восточного парт- нерства», партнерство в составе ОДКБ приняло ряд документов конкретного характера, без какого-либо акцента на наличие разногласий между странами и критических замечаний в чей-либо адрес. Один из этих документов предусматривает комплекс правовых, организационных и практических мер по вопросам внешнеполитической координации, взаимодействия с между- народными организациями и третьими странами, кризисного реагирования, контроля над вооружениями, миротворческой деятельности, военного, военно-технического и военно-экономического сотрудничества, подготовки кадров, противодействия современным вызовам и угрозам безопасности, в том числе информационной.
И что, очень важно, на саммите принято решение о правовом оформлении «Института партнерства» в формате ОДКБ. Смысл этого института заключается в предоставлении для третьих стран возможности участвовать совместно с членами ОДКБ в обсуждении актуальных вопросов и практическом взаимодействии по отдельным направлениям, входящим в компетенцию организации. Более того, ОДКБ не скрывает, что главной целью партнерства является создание своего рода пояса добрососедства с тем, чтобы совместно с дружественно настроенными странами и организациями нейтрализовывать проблемы уже на подступах к рубежам государств – членов ОДКБ…
При внимательном анализе целей, стоящих перед выше названными Объединениями очевидна разница в их лейтмотивах и способах достижения этих целей. Очевидно и то, что ОДКБ не стремится выходить за географические рамки своих государств, если его не просят, то в западных политических кругах давно вынашивается идея расчленения российских просторов с целью захвата богатств её недр. И пора прекратить лукавить, поддерживая отдельные инициативы Евросоюза, якобы, несущие в себе положительный заряд стремлений. Что касается стран «Восточного партнерства», то они Европу интересуют не только как страны-поставщики дешевой рабочей силы, ибо их недра в основном скудны, но и как «фортификационное» сооружение, построенное между Западом и Россией с очевидной целью.
Поэтому есть целесообразность подумать и определиться, стоит ли сидеть на двух стульях тем, кто одновременно пребывает в «Восточном партнерстве» и в ОДКБ?
А пока в мире доминируют понятия «Западная цивилизация», «Западная демократия» и «Западные ценности» – не жди ничего позитивного от западных инициатив.
С. Городов