Заявление Оргкомитета Белорусской Коммунистической Партии Трудящихся в связи с выборами Президента республики Беларусь 9 июля 2020 г.

         На 9-е июля с.г. назначены очередные выборы Президента Республики Беларусь.

         В связи с этим Оргкомитет по образованию Белорусской Коммунистической Партии Трудящихся (БКПТ) считает необходимым заявить следующее.

         Целью своей деятельности БКПТ видит возвращение Республики Беларусь на советский, социалистический путь, утверждение народовластия в форме Советов народных депутатов и в союзе с левыми, патриотическими силами других постсоветских республик возрождение нашей общей Родины – Союза Советских Социалистических Республик.

         Для участия в выборах Президента РБ в 2020 г. зарегистрированы, помимо действующего Президента Лукашенко Александра Григорьевича, следующие кандидаты:

         Канопацкая Анна Анатольевна,

         Тихановская Светлана Георгиевна,

         Дмитриев Андрей Владимирович,

Черечень Сергей Владимирович.

Каждый из них в своих выступлениях и опубликованных программах заявляет, что цель его действий на посту президента – принести как можно больше пользы народу республики.

Как же предполагают осуществлять эти цели перечисленные лица?

         1. Канопацкая А.А, 1976 г. рождения, беспартийная, индивидуальный предприниматель, была депутатом палаты Представителей Национального собрания РБ шестого созыва (2016 – 2019 гг).

         Как можно заключить из выступлений Канопацкой, она выступает за реализацию целого ряда мер в части социальной политики и демографии, в частности, социального обеспечения материнства и детства, а также пенсионного обеспечения. Правда, откуда она предполагает взять средства для этого, не конкретизирует.

         В числе её приоритетов фигурируют такие позиции, как:

         1.1 в области внешней и военной политики:

         -денонсация Договора о создании Союзного государства Беларуси и России;

         -выход из военной организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ);

         -переход республики в «европейскую семью» (о том, к чему привёл «европейский выбор» в Украине, общеизвестно);

         -в будущем перейти к контрактной армии.

         И всё это предлагается в условиях возрастающей военной активности НАТО у границ республики и братской России.

         К тому же она считает недопустимым «кооперироваться с теми, кто позволял себе в том или ином выступлении говорить об объединении с Россией», и отрицательно относится даже к такому мероприятию, как «Славянский базар».

         1.2 В области государственной символики обещает» вернуть исконные белорусские государственные символы – герб «Погоня»и «бело-красно-белый флаг», а также праздновать день 25 марта. В качестве идеологии предпочитает национально-демократическую.

         1.3 в области внутренней политики:

         -за приватизацию государственных предприятий;

         -за превращение земли в объект купли – продажи;

         -за дальнейшее раскрепощение «полузадушенного частного сектора».

         В одном из выступлений заявила, что «Крым – это Украина, а Цхинвал –Грузия».

         Таким образом, её программа – это, по существу, программа БНФ, с её путём буржуазной либерализации, шоковой терапии и антирусской, антироссийской направленностью.

         2. Тихановская Светлана Георгиевна, 1982 г. рождения, беспартийная, временно не работает.

         Как можно заключить из её выступлений, она позиционирует себя как временную политическую фигуру, задача которой состоит в том, чтобы провести

новые выборы, и её заявления в основном касаются недостатков, имеющих место в жизни республики, и призывов к переменам, которые могли бы улучшить положение. А конкретные предложения по улучшению ситуации почти ограничиваются изменением статуса Президента и порядком проведения выборов. Помимо этого есть только следующие предложения:

         -о снятии барьеров для развития малого и среднего бизнеса (каких именно, не указано);

         -об освобождении учителей в школах от всего, что не связано с обучением;

         -о вводе помимо государственной системы образования ещё и частной системы;

         -о переводе университетов на самоуправление и отмене принудительного распределения молодых специалистов.

         Штаб по её выдвижению открыто взаимодействует со штабами лиц, не допущенных к выборам:

         -представителя финансового капитала В. Бабарико, придерживающегося либеральных взглядов и выступающего за выход республики из ОДКБ и Союзного государства Беларусь – Россия;

– бывшего госчиновника и директора Парка высоких технологий В. Цепкало, политическая программа которого включает широкомасштабные реформы в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, армии и госуправлении на основе либерализации экономики и развития частной собственности. Во внешней политике – за сохранение многовекторности, хотя в принципе не выступает против интеграции с Россией в рамках Союзного государства. Так что направление рассматриваемого блока не представляется возможным оценить как социалистическое или хотя бы левопатриотическое.

         3. Дмитриев Андрей Владимирович, 1981 г. рождения, в 2015 г. возглавлял инициативную группу граждан по выдвижению кандидатом в Президенты Республики Беларусь Короткевич Т.Н. В настоящее время – сопредседатель Республиканского исследовательского общественного объединения «Говори правду».

         Краткий текст предвыборной программа Дмитриева к настоящему времени опубликован на сайте «Комсомольской правды»  21 июля, а текст его выступления по БТ 28 июля опубликован в»Народной Воле»31 июля.

Есть в его программе ряд положений, с которыми можно согласиться. Это –отмена унизительной контрактной системы приёма на работу, избавление учителей от несвойственных им функций, улучшение материально-технической базы здравоохранения, выборы местных руководителей и т.п., однако основная направленность его программы – рыночно-капиталистическая. Всё те же утверждения, что рыночные преобразования автоматически положительно решат большинство вопросов, хотя в действительности это далеко не так.

Так, Дмитриев возлагает вину за то, что «мы оказались в кризисе», исключительно на «упрямую политику старого президента», тогда как даже буржуазная печать признаёт наличие глобального экономического кризиса (скромно умалчивая при этом, что кризисы являются неизбежными явлениями, характерными для капитализма).

         В составе действий, которые он планирует предпринять в случае своего избрания, фигурируют следующие моменты:

         -снятие всех ограничений с частного бизнеса, реализация «Национальной платформы бизнеса», разработанной «лучшими предпринимателями страны»;

-осуществление партнёрства государства и бизнеса, разработка системы поддержки социально-ответственного бизнеса;

-отменить конфискационные меры в отношении бизнеса, провести декриминализацию экономических преступлений;

-приватизировать нежизнеспособные предприятия;

-утвердить систему налоговых и административных преференций для открытия и ведения бизнеса в малых и средних городах;

         -реформировать сельское хозяйство на основе многоукладности, свободного развития всех форм собственности и создания рынка земли. Он заявляет, что»Нельзя затягивать и с колхозами. Эта система, когда говорят, кому что сажать, куда и за сколько продавать, изжила себя. Тогда не надо будет каждый год умирать за то, количество урожая, которое соседние страны получают с лёгкостью  мы будем вкладывать деньги не в убытки колхозов, а в технологию и рост». Здесь опять всё перепутано. Дмитриев признаёт, что нужно вкладывать деньги в технологию и рост. Так почему деньги, вложенные в колхоз для внедрения прогрессивных технологий и технических средств, объявляются «вкладами в убытки»?

         Есть в программе Дмитриева, опубликованной в «Комсомольской правде» и такой пункт, как «отменить плату за учёбу в государственных учебных заведениях как противоречащую Конституции. Вроде бы, всё правильно. Но если обратиться к тому, как изложен этот вопрос в выступлении от 28 июля, то там есть дополнение о том, что «пусть развиваются частники», т.е вновь – призыв к развитию частного сектора.

         Что касается межгосударственных интеграционных процессов, в частности, в рамках Союзного государства с Российской Федерацией, то в этом отношении его позиция такова: «Нам не нужна углублённая интеграция, военные базы и единая валюта, но мы и не станем внезапно (выделено нами – ред.) выходить из договорённостей с Россией… Нам важно сохранить всё то, что работает сейчас на наши народы в культурной, социальной и гуманитарной сферах, дружбу и мир между нашими странами, но пришло время отказаться от того, что мы тащим, как пустые надежды из глубоких 1990-х годов». Уж если действительно говорить правду, то за этими приглаженными формулировками без особого труда просматривается стремление отойти от братских, союзнических (в том числе военных) отношений с Россией, в том числе похоронить договор о Союзном государстве. И это в условиях нарастающей активности НАТО у наших границ! И нам хотят навязать участие в охватывающей Россию «петлеАнаконды».

         Так что программа Дмитриева на деле представляет собой продолжение того, что внедряли в массовое сознание на рубеже 80-х и 90-х годов 20-го века разрушители социализма и СССР.

         4. Черечень Сергей Владимирович, 1985 года рождения, председатель партии» Белорусская социал-демократическая Грамада». Предприниматель, директор общества с ограниченной ответственностью» С58 Технолоджиз (инвестиционная и консалтинговая деятельность)

         Заголовок предвыборной программы этого кандидата открывается словами: «Создать условия для развития малого и среднего бизнеса».

Далее указаны действия данного кандидата в случае его избрания на должность Президента РБ. В том числе следующие:

-роль государства должна быть минимизирована во всех сферах, поскольку кандидат рассматривает частную инициативу как главный двигатель экономики;

         -предусматривается создание министерства поддержки малого и среднего бизнеса, разработка и введение законов, направленных на упрощение ведения бизнеса, внедрение экосистемы для развития предпринимательства: бизнес – инкубаторы и фонды поддержки бизнеса с привлечением профильных международных институтов;

         -обеспечение комфортного ведения бизнеса;

         -возможность введения в отстающих регионах для стимулирования экономического роста долгосрочных налоговых каникул для малого и среднего бизнеса (закономерен вопрос – а почему только для бизнеса ?);

         -проведение честной и прозрачной приватизации, а государство должно заниматься только инфраструктурными проектами;

         -запустить механизм передачи земли во владение и пользование тем, кто на ней работает;

         -вместо неэффективных колхозов – успешные фермерские хозяйства. Кандидат даже не допускает мысли, что в отношении конкретного колхоза, как и любого другого предприятия, работающего неэффективно, можно провести ряд мер, осуществление которых позволит существенно улучшить его работу). Таким образом, налицо стремление внушить общественности представление о принципиальной неэффективности любого колхоза, как такового.

         Убрать все барьеры для развития частных школ и университетов.

         По символике Черечень за возвращение бело-красно-белого флага и герба «Погоня». Тех самых, под которыми в Великую Отечественную войну действовали в республике гитлеровские пособники. (об этом – листовка левопатриотических сил Республики»Единство»).

         По военному вопросу он считает, что»Беларусь не хочет ни с кем воевать, поэтому нам не нужно вступать в военные блоки, будь то НАТО или ОДКБ. В Беларуси не могут размещаться иностранные военные базы. Отменить обязательную службу в армии. Безопасность будет обеспечивать профессиональная и современная армия на контрактной основе. Контрактники, добровольно поступившие на военную службу, должны получать достойное вознаграждение и хорошие условия.

         Таким образом, налицо программа всеобъемлющей поддержки разгосударствления и приватизации, которая сама по себе рассматривается как панацея. А также узаконение символики гитлеровских пособников, выход из военного союза с Россией и ликвидация российских военных объектов на территории республики в условиях продвижения НАТО на Восток. И то, что переход к исключительно контрактным вооружённым силам резко затрудняет их пополнение обученным личным составом призывного возраста в случае необходимости их развёртывания.

         Вот таковы программы нынешних альтернативных кандидатов в Президенты РБ.

         5. Для участия в предстоящих выборах зарегистрирован также действующий Президент РБ Лукашенко А.Г. О том, какую реакцию вызывает этот кандидат у прозападной оппозиции и её средств массовой информации, хорошо известно. Что касается поддержки его кандидатуры, то к настоящему времени известно о практически однозначной её поддержке со стороны Либерально-демократической партии РБ, нынешний лидер которой О.В. Гайдукевич выполняет обязанности его доверенного лица. А также со стороны Коммунистической Партии Беларуси, которая поэтому поводу 11 июля с. г на своём съезде приняла специальное решение о поддержке выдвижения кандидатуры действующего Главы государства А.Г. Лукашенко на пост Президента Республики Беларусь на предстоящих президентских выборах 2020 года и о комплексе мероприятий по выполнению этого решения.

         В политическом докладе первого секретаря ЦК КПБ на этом съезде по данному вопросу было заявлено, что:

         КПБ является одной из немногих на политическом пространстве, кто поддерживает политическое руководство страны, а данная поддержка основана на совпадении стратегических целей и практических задач партии в проводимой (так в тексте) социально-экономической политике по построению социально-ориентированного правового государства для народа.

         КПБ глубоко и осмысленно поддерживает нашего Президента в реализации избранного социально-экономического курса.

         Действующая президентская власть построена на фундаменте советского периода развития республики.

         КПБ является единственной марксистско-ленинской партией в Беларуси и полностью поддерживает политический и социально-экономический курс развития нашего государства.

         Что А. Г. Лукашенко является политиком, придерживающимся принципа социальной справедливости и марксистской идеологии.

         Причём несколько далее в том же докладе, где говорится об успехах республики за прошедшие 25 лет, в числе успехов отмечается, что «значительно улучшились условия бизнеса в стране. Если в 2006 году Беларусь занимала 106 место (из 155 стран) в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса (по оценке Всемирного банка), то в 2019 году – уже 49 место (из 190 стран)» Что можно сказать по поводу этой оценки? По-видимому, успех налицо. Но успех с точки зрения сторонников капитализма. А вот когда это на полном серьёзе называется успехом в политическом докладе ЦК партии, именуемой коммунистической, то возникает сомнение в том, что данная партия является коммунистической на самом деле.

         Действительно, проводимый в республике политический и экономический курс имеет целый ряд отличий от того, каким бы его хотели видеть оголтелые сторонники обвальной приватизации и прозападной антироссийской направленности. Весьма существенной была личная роль А.Г. Лукашенко в 1995 году в замене символики, навязанной республике в 1991 году национал-радикалами, на символику, весьма близкую к советской. В законодательном утверждении в республике двуязычия. В реальных шагах по переходу к созданию союзного с Россией государства (на начальном этапе). Но в целом считать этот курс направленным на восстановление в республике советской власти и социализма и по возрождению СССР не представляется возможным по целому ряду причин. Ни по целому ряду моментов в политической биографии Президента, ни по ряду его собственных высказываний относительно этого курса, ни по ряду мероприятий, реально проводимых в республике властными структурами.

         Так каким видит будущее республики Президент и что представлял и представляет проводимый им курс? Ответ на этот вопрос можно найти в материале: «Десять вопросов о белорусской экономике”, опубликованном в газете «7 Дней» за 16 сентября 2004 г: В соответствии с государственной политикой в

Беларуси формируется социально ориентированная рыночная экономика. А незадолго перед этим, 13 марта 2004 г. в той же газете были приведены слова небезызвестной деятельницы Союза Правых Сил России И. Хакамады о том, что она – за социально ориентированную рыночную экономику. Кажется, достаточно такого заявления, чтобы понять, что собой представляет этот курс. Причем возник он не в 2004 году, а ранее.

Еще летом 1991г., выступая от имени возникшей в Верховном Совете БССР депутатской группы «Коммунисты Белоруссии за демократию», Лукашенко в интервью «Народной газете» (см. номер за 29 июня 1991 г.) заявил: «Мы должны …помочь тем, кто готов стать хозяином фабрики, магазина, любого другого предприятия». Его подпись стоит первой под заявлением упомянутой депутатской группы (см. «Народную газету» за 19 июля 1991г), где написано, что «ликвидация личной собственности на средства производства была принципиально ошибочной», и группа видит свою задачу в том, чтобы «способствовать развитию в республике всех форм собственности, предпринимательства во всех сферах, определенных законом. «Когда стоял вопрос о самом существовании Советской власти и рассматривался закон о чрезвычайном положении, Лукашенко выступил против этого закона (см. «Народную газету» за 8 июня1991 г). Его подпись стоит первой под заявлением группы «Коммунисты Белоруссии за демократию”, направленном против ГКЧП и по содержанию аналогичным заявлению БНФ по тому же вопросу (см. «Народную газету»за 22 августа 1991 г). Был он вместе с Шушкевичем и в числе тех депутатов, с позволения сказать»коммунистов”, которые голосовали против того, чтобы существовавшая тогда союзная федерация и далее именовалась Союзом Советских Социалистических Республик (cм. «Советскую Белоруссию»за 14 июня 1991г) вопреки решению Бюро ЦК КПБ по этому вопросу. Есть его подпись и среди тех, кто призывал Верховный Совет БССР к роспуску компартии (см.”Народную газету»за 27 августа 1991г).

После избрания на должность Президента РБ в 1994 г. в заявлении об экономической политике Лукашенко отметил, что»в реформировании экономики допущено отставание в создании рыночной конкурентной среды, приватизации …либерализации внешней торговли и т.д”. Что правительству даны поручения в части приватизации и акционирования предприятий, так как указанные подходы представляют собой стратегическое направление развития республики (см. газету»Автозаводец»за 3 июля 1994 г). Вот такой курс был тогда провозглашен официально. Под этим текстом вполне могла стоять подпись Позняка, Богданкевича или кого-нибудь из деятелей Международного валютного фонда.

В октябре 1995 г., выступая в США в клубе Комитета Среднего Запада, Лукашенко, по материалам БелТА, заявил «Мы сегодня нуждаемся в прогрессивном опыте, накопленном Америкой за десятилетия успешного экономического и политического развития. Мы не скрываем, что наша экономика, долгое время развивавшаяся на принципах командно-административного управ-ления, малоэффективна и нуждается в серьезной реструктуризации»(см.»Вечерний Минск»за 30 октября 1995г).

Настал 1996 год. О том, зачем понадобилось реформировать Конституцию 1994 г. через 2 года после ее принятия, тогда заявил сам Президент в интервью по вопросам его взаимодействия с Верховным Советом 13 созыва (см.»Народную газету»за 6 августа 1996 г):»Верховный Совет… все заметнее сам становится тормозом в принятии законов, создающих правовую основу для обеспечения проведения экономических реформ. В силу ряда объективных причин и новая Конституция РБ и многие законы в какой-то степени сдерживают создание и налаживание рыночного механизма хозяйствования”. К числу нежелательных явлений им было отнесено также то, что в парламенте»особенно усилила свою позицию фракция коммунистов, имеющая обоюдовыгодные договоренности с фракцией аграриев. Эти силы способны реализовать в обществе недемократические, что крайне опасно, а также антирыночные в экономике тенденции, чего допускать нельзя”. То, что предлагемые изменения в Конституции носят антисоветский характер, признавал и сам Лукашенко в своём письме председателю Парламентской Ассамблеи Совета Европы Л. Фишер (см.»газету»Патриот»№ 50 за 1996 г) и ведущий разработчик этих изменений А.Абрамович (см.газету»Республика за 6 сентября 1996 г).

Президентский вариант Конституции, принятый на референдуме, содержал ряд изменений, укреплявших правовую базу буржуазной реставрации. Достаточно обратиться к ст. 13, где осталась только государственная и частная собственность (как в обычной буржуазной конституции) и утверждался приоритет предпринимательской деятельности. К ст.44, провозглашавшей обязанностью государства содействие приобретению собственности каждым, т.е. приватизацию. К ст. 14, утверждающей принцип социального партнерства и ст. 5, запрещавшей пропаганду социальной вражды в буржуазном государстве. Как должны были коммунисты, стоящие на принципах устранения частной собственности на средства производства и необходимости классовой борьбы в буржуазном государстве, отнестись к подробным изменениям, ясно. А КПБ неоднократно заявляла о поддержке итогов референдума 1996 г.

В 1998г., выступая на международном экономическом форуме в Ленинграде, Президент заявил (см. Правду-5»  за 25 июня 1998 г):»Мы идём от экономики с господством только госсобственности к многоукладной экономике». Он же, выступая на республиканском совещании учёных – обществоведов и преподавателей гуманитарных наук (см.»Правду»за 10 декабря 1998 г), говорил: По мере стабилизации экономики и развития частного сектора доля государственного будет уменьшаться». В послании парламенту в апреле 2002 г. Президент говорил о том, что давно назрела в Беларуси необходимость приватизации крупных предприятий» (см Б»7 Дней»за 27 апреля 2002 г). В том же послании говорилось:” Мы должны исходить из того, что в изменении формы собственности нуждается не только нефтехимический комплекс, но и вся экономика страны. Это магистральный путь, которым идет мир, и мы не можем оставаться на обочине» (см. «Неман»  2002г.,№ 7/8 с.5).

В своем выступлении на пресс-конференции:”Страна, где хочется жить и работать» (см. спецвыпуск «Советской Беларуси»за 21 июля 2004 г., с5), Президент говорил: «Мы за частную собственность, но прежде всего созданную самим человеком… Не против мы и приватизации, но за приличные деньги, если вы хотите действующее предприятие приватизировать”. Как может человек честным трудом заработать столько денег, чтобы приватизировать более или менее крупное предприятие, остается только гадать.

О том, в каком направлении мыслил Президент дальнейшее развитие сельского хозяйства, можно уяснить из материалов той же пресс-конференции: «Мы пошли на то, чтобы привлечь в сельское хозяйство частный капитал, притом на таком радикальном уровне, о котором могут мечтать только самые передовые государства (там же, с.2). И хочу сказать, что частная собственность на землю и на средства производства на селе вещь положительная (там же, с. 6). Во всем мире наивысший эффект дает крупное сельскохозяйственное товарное производство. Поэтому, вот когда встал вопрос о приватизации собственности колхозов и совхозов – но не земли, у нас частной собственности на землю нет – я категорически запретил делить колхозы и совхозы – в целом берите хозяйство и работайте. Хотите приватизировать плохое хозяйство, нерентабельное …пожалуйста, берите. МЫ ДАЖЕ ПОДТАЛКИВАЕМ ЭТИ ПРОЦЕССЫ (выделено нами – ред) (там же, c.6 ).

Остается задать себе вопрос: как назвать человека, имеющего в собственности крупное сельскохозяйственное предприятие в целом. Это уже не фермер. Это – помещик. Правда, земля с\х назначения пока в руках государства; но, как видно из вышеприведенного выступления, «частная собственность на землю… вещь положительная». Так что, по-видимому, соответствующие измене-ния в законодательстве рано или поздно будут введены.

Каковы же реальные достижения в области»восстановления социализма»в экономике республики? КПБ активно пропагандирует версию о том, что подавляющая часть собственности находится в руках государства, так что у нас на практике то ли сохраняются, то ли восстанавливаются основы социализма. Однако официальные данные, опубликованные в различных источниках, говорят об ином.

В 1996 г. были приняты»Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996-2000 гг.”, в которых имелся целый раздел»Разгосударствление и приватизация”. Согласно этому разделу планировалось :завершить приватизацию малых предприятий и активизировать процесс разгосударствления крупных предприятий, как переходный этап к их приватизации”.(см.»Республика» за 18 октября 1996г ) Сказано было, как видите, достаточно ясно.

Как известно, процесс приватизации начался с объектов коммунальной собственности. И если по состоянию на начало мая 1996 г.(см.»7 Дней»за 4 мая 1996 г) по данным Мингосимущества в республике было приватизировано только 10 % объектов коммунальной собственности, то уже по состоянию на апрель 2000 г. по данным того же ведомства (см. 7 Дней» за 10 июня 2000 г.) в торговле было приватизировано 70% объектов, в сфере общепита – 51%, в бытовом  «обслуживании – 31% . Что касается экономики республики в целом, то в январе-

сентябре 2000 г. по словам тогдашнего премьер-министра Ермошина (см.»Национальную экономическую газету» за 22 ноября 2000 г) доля негосударственных предприятий составила 43% общего объема промышленного товарооборота. На встрече с деловыми кругами республики 19 октября 2001 г. Президентом было заявлено, что в республике более 40% от занятых работают на предприятиях негосударственной формы собственности и производят около 44% промышленной продукции и 67 % потребительских товаров. (см. «Вечерний Минск» за 23 октября 2001г). В 2002 г. началось акционирование крупных промышленных предприятий. По состоянию на май 2002 г. (см.»Ва-банкъ»за 27 мая 2002 г) завершалось акционирование четырех предприятий концерна: «Белнефтехим”: ПО»Нафтан”,»Полимир»Азот”,»Белшина”. Всего в 2002 г. намечалось реформировать 192 предприятия, в т.ч. крупные: ПО»Горизонт”, Полоцкое ПО «Стекловолокно”, Лидский завод электроизделий, »Могилевтрансмаш»и др. К сентябрю. 2004 г. в концерне»Белнефтехим»в открытые акционерные общества преобразовано 19 объектов, в Министерстве промышленности 25 и т.д. (см «77Дней»за 16 сентября 2004 г). В процессе приватизации появились и частные унитарные предприятия. Так, по состоянию на январь 2003г. (согласно телефонного справочника Министерства промышленности РБ) имелись, в частности, унитарные частные предприятия:»Институт цифрового телевидения» Горизонт”, производственное предприятие»Кабельное и спутниковое телевидение »Горизонт”, строительное предприятие»Горизонтпроектстрой», комбинат общественного питания»Горизонт».

В результате подобных мероприятий по»восстановлению основ социализма»«в 2004 г. уже не менее 59% продукции производилось на предприятиях негосударственной формы собственности, в объеме строительных и ремонтно-строительных работ-почти 70%, в объеме розничного товарооборота-почти 80% (см.”7 Дней»за 16 сентября 2004 г). Повидимому, не так уж неправ был тогдашний председатель Палаты Представителей В. Попов, когда заявил, что утверждения некоторых СМИ о неразвитости частного сектора нашей экономики являются, мягко говоря, дезинформацией общественного мнения (см.»Республика»за 13 марта 2004 г).

Тем, кто утверждает, что у нас сохраняются основы социализма, ссылаясь на то, что у многих предприятий негосударственной формы собственности контрольный пакет акций пока находится в руках государства, следовало бы вспомнить цифры, приведенные в»Правде»за 3-4 сентября 2002 г. в статье «Труба для Союза”:»В настоящее время от 40 до 70% промышленного потенциала развитых западных стран находится в руках государства”, а в США»государству принадлежит почти 70% акций”. Так что по доле негосударственной собственности в экономическом потенциале наша республика вполне соответствует западным капиталистическим странам.

У многих в памяти слова Президента, что он не допустит уничтожения колхозов. Но как эта фраза согласуется с подписанным тем же Президентом Гражданским Кодексом, согласно ст.1141 которого, колхозы, как коллективные предприятия, должны прекратить свое существование? И уже к началу

двухтысячных годов и на этом участке»сохранения основ социализма»имелись определенные»достижения”. Так, уже в 200 г. в статье»Еще в полях белеет снег»(см.»7 Дней»за 7 марта 2001 г.”) отмечалось, что за предыдущие 5 лет 297 колхозов и совхозов были преобразованы в коллективно-долевые сельхозпредприятия, акционерные общества, агрофирмы… Акционировано 80% предприятий переработки… Реформирование на селе должно иметь свое продолжение”. О том, как осуществлялось это реформирование, с удовольствием сообщала в свое время»Народная воля»за 20 октября 2000 г.:”:В Несвижском районе не осталось по существу ни одного колхоза . Все они стали акционерными обществами,… агрофирмами. ИЗМЕНИЛАСЬ СУЩНОСТЬ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ (выделено нами – ред). Кстати, и советских названий больше нет, они заменены на местные. «Ленинский путь» на «Лань”, им. Калинина на Снов».

И, повидимому, не зря, выступая в»Правде»от 26 октября 2001 года, тогдашний лидер КПБ В.В. Чикин, говоря о сложностях ситуации в республике, признал:»Мы, конечно, понимаем, что наш президент отнюдь не красный, не коммунистический, он испытывает давление разного рода антикоммунистических сил», а корреспондент»Правды»в республике, О.А. Степаненко в номере за 20-21 ноября 2001 года отметил, что:»в обществе активизировались правые силы, денежные, их представители уже заняли заметную нишу в парламенте, а ближайшее окружение президента ведёт борьбу против коммунистов… Белоруссии угрожает курс на либерализацию, приватизацию крупных предприятий под видом привлечения инвестиций. Усиливается атака на колхозы. И что уж совсем не укладывается в сознании – белорусская сторона начинает сдерживать реализацию важных интеграционных программ Союзного государства».

Чем же характеризовался политический курс республики в 21-м веке, в частности, во втором его десятилетии?

Процесс реставрации капитализма продолжается. По данным статистики, 62,7 % промышленной продукции в республике производится на предприятиях негосударственной формы собственности, в том числе с участием иностранного капитала. В отдельных отраслях промышленности этот процент ещё выше: в топливной – 94,4%, в лёгкой – 80,8%, в пищевой – 79,9%, в промышленности стройматериалов 63,4%. Особо важно отметить, что 81,9% розничного товарооборота приходится на частную торговлю. В республике теперь имеются все компоненты капиталистического рынка: помимо рынка предметов личного потребления также имеется рынок средств производства, рынок капиталов и ценных бумаг и рынок рабочей силы. Что касается государственных предприятий, то они уже давно работают по законам капиталистического рынка и участвуют в бизнесе наравне с частными предприятиями, т.е. представляют собой государственно – капиталистическую собственность. Аналогичная ситуация имеет место и в сельском хозяйстве.

И как определяет Президент дальнейший курс развития республики? На проходившей в декабре 2012 г. в Минске встрече с членами клуба главных

редакторов СМИ стран СНГ, Балтии и Грузии, состоявшейся в рамках Форума европейских и азиатских медиа:»Я хотел бы, чтобы мы, если исходить из традиционных понятий, строили у себя социализм, не тот социализм, который мы строили в Советском Союзе и изучали по учебникам, а, может быть, что-то от Франции»(см.»Советскую Белоруссию»за 12 декабря 2012 г).

В официальной государственной газете»Беларусь сегодня»(мелким шрифтом»Советская Белоруссия»)за 17 ноября 2012 г. было сообщение о том, что, обращаясь к новому послу РБ во Франции, Президент заявил:»Ваша задача – внимательнейшим образом изучить деятельность Социалистической партии

(Франции – прим. ред). Возможно, у нас может появиться такая партия, Не та партия социализма, которая была у нас формально, а партия социализма, которая предоставляет человеку возможности для самореализации. Которая не выступает против частной собственности».

         Неоднократно выступая против обвальной приватизации, Президент, тем не менее, в интервью агентству»Рейтер»(см.»Коммунист Беларуси»за 7 декабря 2012г) сказал:»Что касается приватизации, я уже много раз об этом говорил, в Беларуси можно приватизировать любое предприятие, даже самое ценное».

         Согласно постановления Совета Министров РБ № 743 от 17 октября 2018 г. утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. Целью данной стратегии является»повышение экономической свободы предпринимательства и увеличение его вклада в социально-экономическое развитие страны». В результате реализации этой стратегии планируется довести долю субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объёме валовой добавленной стоимости от нынешних 25% до 50 % к 2030 г. Стратегией предусмотрено создание специализированной организации по содействию развитию малого и среднего бизнеса, которая должна быть главным инструментом реализции государственной политики в области развития предпринимательства. Эта организация должна будет сформировать эффективную систему поддержки малого и среднего бизнеса, включая районные многопрофильные центры господдержки предпринимательства, а также его финансовую господдержку и реформирование госпредприятий, включая передачу госимущества более эффективному собственнику.

Что касается частной собственности на землю, то, хотя до настоящего времени её в республике нет, обещания её ввести уже даются на самом высоком уровне. Так, при посещении фермерского хозяйства М. Шруба в Житковичском районе Президент заявил о возможности приватизации земель сельскохозяйственного назначения («7 Дней»за 2 сентября 2010 г).

Как сообщило 2 мая 2015 г. в интернете БЕЛТА, в этот день на встрече с фермерами Могилёвской области в агрогородке»Александрия», Президент заявил, что время частной собственности на землю в Беларуси ещё не пришло.                                                                       

Но»мы этот вопрос будем рассматривать, если это при мне будет, то я гарантирую, что вы будете первыми, кто получит право частной собственности на землю. Придёт время и этот вопрос будет решён… Если у

нас законодательства в этом плане не хватает, мы его дополним. Главное – незыблемость частной собственности»

         Такие меры в отношении собственности сопровождаются принятием ряда нормативных документов, объективно направленных на ущемление прав лиц наёмного труда и вообще против малоимущих граждан. В этом плане следует прежде всего отметить действующую контрактную систему, серьёзно ущемляющую права лиц наёмного труда. Документы, устанавливающие оплату услуг милиции, мед. помощи и городского хозяйства при проведении массовых мероприятий, так как они нарушают политические права малоимущих граждан. А также запрет на использование домашних адресов руководителей или активистов общественных организаций в качестве юридических адресов этих организаций и их печатных органов, и недопущение выполнения обязанностей редакторов печатных органов на общественных началах без оплаты.

         Если то, о чем говорилось выше и что в действительности происходит в республике, считать сохранением и тем более восстановлением основ социализма, то что же называется тогда буржуазной реставрацией? Поэтому можно сказать одно: называть политику, проводимую в республике исполнительной властью, политикой сохранения или восстановления основ социализма, означает либо предаваться иллюзиям, либо сознательно вводить в заблуждение левопатриотическую общественность в республике и за ее пределами.

         Серьёзное недовольство левопатриотической общественности вызывают такие действия органов исполнительной власти, как :

-вялотекучесть интеграции в рамках Союзного государства Белоруссии и России;

-волокита при регистрации патриотических общественных объединений и отказы под надуманными предлогами;

-то, что в течение целого ряда лет ходатайства патриотической общественности о замене надписи»Волгоград»на»Сталинград»на соответствующей мемориальной плите на Площади Победы в Минске остаются без удовлетворения.

Удивление вызывают и такие факты.

         В августе 2015 года Президент на встрече с трудовым коллективом Минского Завода Колёсных Тягачей заявил;»Я желал бы, чтобы мы никогда не ходили больше в лаптях и чтобы нас плёткой не стегали, как это всегда было в нашей истории». Это изречение в центральных газетах приведено не было, но сохранилось в газете»Коммунист Беларуси»за 28 августа 2015 г., а также в ряде органов местной печати.

         В газете»7 Дней»за 15 октября 2015 г. под заголовком»Важен результат»рассказывается о выступлении Президента 11 октября на избирательном участке N1, где он заявил»Если вы не покладая рук работаете день и ночь и не имеете в результате, к примеру, зарплаты (хотя это больше к советскому периоду подходит), значит, здесь что-то не так, значит, надо что-то во власти искать».

         Итак, согласно вышеприведенных высказываний, выходит, что и в советское время белорусы ходили в лаптях и их стегали плёткой. И что люди работали день и ночь не покладая рук и не имели в результате зарплаты. Как-то необычно такое утверждение для политика, придерживающегося, как сказано в докладе ЦК КПБ, принципов марксистской идеологии

В силу вышеизложенного действующего Президента невозможно рассматривать как последовательного политика антикапиталистического, левопатриотическогот направления.

Таким образом, ни один из зарегистрированных кандидатов в Президенты РБ по большому счёту не может быть отнесён к числу последовательных политиков антикапиталистического, левопатриотического направления.

Но, учитывая, что приход к власти любого из альтернативных кандидатов сделает обстановку в республике ещё хуже, представляется целесообразным рекомендовать во время выборов проголосовать против них.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*